Пытки и международное право

В Самарканде для правозащитников и журналистов, занимающихся правозащитной деятельностью, был организован тренинг «Права человека и международный стандарт права на свободу от пыток». Тренинг, организованный Обществом прав человека Узбекистана «Эзгулик» и Региональным отделением Управления Верховного комиссара ООН по правам человека для Центральной Азии, также охватил круг вопросов по работе структур ООН и подаче обращений в это главное международное объединение планеты.

Конвенция Организации Объединенных Наций против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания была принята 1984 году и вступила в силу в 1987-м. Узбекистан стал участником данной Конвенции с 31 августа 1995 года, а значит, наша страна взяла на себя обязательство применять эффективные законодательные, административные, судебные и другие меры для предупреждения случаев пыток. Так, статья 26 Конституции РУз закрепляет, что «никто не может быть подвергнут пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему достоинство человека видам обращению». Но как эта статья отражена в Уголовном Кодексе страны? Насколько она соответствует международному понятию «пытка»? Распространяется ли запрет на применение пыток в отношении любых лиц? Координатор национальной программы Управления Верховного комиссара по правам человека ООН для Центральной Азии Юлия Воцлава в своих презентациях ответила на эти и многие другие вопросы.

- Запрещение пыток – это одно из абсолютных и императивных обязательств международного права, признанных и принятых всеми государствами – членами ООН, - говорит Ю. Воцлава. – Но необходимо обязательно понимать, что подразумевается под пытками, в каком случае можно применять это определение. Пытки – это всегда система «человек – государство». Когда муж истязает жену, это не пытка, а бытовое насилие. Когда солдаты-«деды» в армии бьют молодого призывника, это не пытка, а нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими. Если в последнем случае избиение будет непосредственно при участии командира, то да, это уже можно квалифицировать как пытку, потому что он должностное лицо, действующее от имени государства. В международном праве данное понятие четко обозначено.

Но если в Конвенции ООН дана ясная формулировка, то в Уголовном Кодексе Республики Узбекистан, несмотря на внесенные в 2018 году серьезные поправки в статью 235, значительно сужаются объекты и субъекты пыток до участников административного или уголовного процесса. Кроме того, нет четкого разграничения между пытками и жестоким обращением, поэтому возможны различные толкования.

Ю. Воцлава отметила, что пытки могут применяться не только в закрытых учреждениях или следственных изоляторах. Есть случаи, когда пытки применяются в полузакрытых учреждениях, таких как дом престарелых, детский дом, психиатрическая больница и так далее. Когда вскрываются данные факты, то виновник из-за несовершенства законодательства может уйти от ответственности и преступления против достоинства человека будут продолжаться.

В рамках тренинга подробно была разъяснена суть работы подразделений ООН или связанных с ней структур: Совета по правам человека, комитетов, специальных докладчиков. Правозащитникам было важно узнать, в каких случаях следует обращаться в эти подразделения, когда исчерпывается внутригосударственный правовой ресурс, как корректно написать такое обращение и что ожидать от него.

Мероприятие оказалось очень востребованным для его участников, которые были не только из Самарканда, но также из Кашкадарьи и Навои. Многие пожелали регулярного проведения подобных тренингов, повышающих знания по международному праву.

- В преамбуле Конституции Республики Узбекистан отмечено, что в стране признается приоритет общепризнанных норм международного права, - говорит член общества «Эзгулик» Собир Якубжанов, - но беда в том, что всего несколько ратифицированных Узбекистаном конвенций ООН переведены на государственный язык. То есть огромный перечень международных договоров и соглашений просто не доступен для большинства граждан страны, включая судебные органы.

По окончании тренинга всем участникам были вручены сертификаты.

Анастасия ПАВЛЕНКО.

Фото автора.

Важно знать!

«Определение «пытка» означает любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия. В это определение не включаются боль или страдания, которые возникают лишь в результате законных санкций, неотделимы от этих санкций или вызываются ими случайно».

Из Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

К сведению

Узбекистан впервые будет представлен в бюро Совета ООН по правам человека. Постоянный представитель страны при ООН в Женеве Улугбек Лапасов одобрен на должность одного из четырёх заместителей председателя совета на 2022 год.