Праздник «Мехржон»
Мехржон – древний национальный праздник встречи осени, который отмечался народом издавна так же, как и праздник весеннего равноденствия Навруз.
Мехржон, как и Навруз, несмотря на все испытания, с древних времен дожил до наших дней. Эти два праздника по-прежнему символизируют творение и начало новой жизни.
Празднование Мехржона, как и Навруза, продолжалось, обычно в течение месяца. Праздник прославлял трудолюбие дехкан и богатый урожай осеннего сезона.
До наших дней дошли слова Абу Райхона Беруни о том, что как Пространство обладает двумя глазами – Солнцем и Луной, так и Время тоже обладает двумя глазами – это Навруз и Мехржон.
Также Беруни писал: «Они считают Мехржон символом возрождения и конца мира (когда, согласно зороастрийским представлениям, бессмертные души обретут новую плоть и воскреснут), потому что именно в Мехржон все растущее достигает совершенства».
Родившись как земледельческий праздник, связанный с благодарением богов за хороший урожай, Мехржон постепенно обрел характер крупного религиозного праздника у зороастрийцев, который в эпоху Ахеменидов и Сасанидов, до принятия ислама, был, как и весенний Навруз, государственным праздником в Иране. В зороастрийском (или “авестийском”) календаре месяц длился тридцать дней. У каждого дня было свое название, связанное с именем того бога, которому посвящался этот день и которого особенно прославляли и почитали.
Двенадцать месяцев календаря также назывались в честь богов, так что имена богов в названиях дней и месяцев повторялись. Всякий раз, когда названия дня и месяца совпадали, проводили праздник в честь того бога, чьим именем назывались день и месяц. Шестнадцатый день каждого месяца посвящался Мехру ‑ Митре. Поэтому праздник Митры - Мехржон - отмечался шестнадцатого числа месяца Михр.
Навруз - начало весны, а Мехржон - начало осени. Оба праздника отмечались с большой пышностью и торжественностью, невозможно было выделить один из них как более главный.
У Мехржона было два главных общих ритуала - всеобщая аудиенция и преподнесение народом подарков царю, а также получение именно в этот день поземельного налога. Это была традиция, которую Сасаниды унаследовали от Ахеменидов.
Все сасанидские наместники и губернаторы, подобно ахеменидским сатрапам, в дни Мехржона отправляли послов с подарками ко двору царя. Поземельный налог (обычно в виде зерна), собиравшийся после сбора урожая, именно в это время, то есть на Мехржон и Навруз, поступал в казну. Ритуал Мехржона был пронесен из ахеменидской эпохи в сасанидскую, а затем сохранился даже в исламскую эпоху. Праздник этот продолжал отмечаться регулярно и с большой пышностью.
В эти дни цари устраивали общий прием для разбора жалоб подданных (царский суд). Царь рассматривал буквально каждую жалобу, а в случае, если это была жалоба на самого царя, царь спускался с трона и вставал на колени перед мубадом, прося судить его как полагается. Затем священнослужитель судил царя, и, если оказывалось, что жалоба справедлива, истец получал полное удовлетворение. В противном случае его ожидало суровое наказание. Существовал и другой обычай: раздаривание зимней одежды из шахского гардероба в Навруз и летней одежды в Мехржон.
Другой особенностью было посвящение каждому дню праздника особой мелодии и песни. Некоторые популярные песни исполнялись из года в год, но некоторые сочинялись специально к празднику. Существовали особые мелодии и тона: Мехржони, Большой Мехржон, Малый Мехржон.
С обретением независимости в Узбекистане изменился порядок и содержание этого древнего праздника. Его начали отмечать как «Хосил байрами» («Праздник урожая»).
Во время праздника и народных гуляний действуют ярмарки произведений народного прикладного искусства, национальных сладостей и блюд узбекской кухни, а также щедрых даров осени – фруктов и овощей, вкуснейших арбузов и дынь.
Подготовил Ёрмамат РУСТАМОВ.