Повышение квалификации на новый лад

За последние годы в сфере образования реализовано множество реформ. В частности, ряд изменений претерпели переподготовка педагогических кадров, непрерывное профессиональное развитие и повышение квалификации. Тем не менее, существует необходимость переосмысления системы и вывода ее на новый уровень подготовки к будущему образованию.

Такая потребность и спрос автоматически порождают изменения в управлении обществом. В последнее время распространяется мнение, что подготовка школьных учителей вернулась к пятилетней периодичности, якобы постановление, принятое в 2021 году, себя не оправдало.

Причиной такого мнения стало Постановление Главы государства от 21 июня 2024 года «О дополнительных мерах по совершенствованию системы непрерывного профессионального развития работников организаций дошкольного и школьного образования». Но прежде остановимся на работе, выполненной по ранее принятому Постановлению Президента страны «О мерах по поддержке научно-исследовательской деятельности и внедрению системы непрерывного профессионального развития в сфере дошкольного и школьного образования» от 21 января 2021 года.

Прежде чем анализировать и реагировать на сложившуюся ситуацию, как представитель системы хочу подчеркнуть, что качественные изменения в сфере образования и, вместе с тем, отрицательные стороны проводимых реформ не проявляются быстро, они требуют времени. Учитель должен быть готов к любым изменениям. А для сравнения и развития однозначно нужен опыт.

С предыдущим постановлением повышение квалификации было непрерывным профессиональным развитием, и выполнение задач по нему началось с большой уверенностью в позитивных результатах. Соответственно, подготовка учителей общеобразовательных школ была переведена на 144 часов каждые пять лет (руководящий состав 3 года) с периодического на непрерывный, то есть на 36 часов обучения ежегодно (руководящий состав 30 часов). Для охвата всех учителей республики создана электронная платформа «Непрерывное профессиональное образование». Сначала она была апробирована в качестве эксперимента среди учителей начальной школы, а позже была внедрена массово для остальных. Удобно то, что информация о преподавательском составе собрана в одной системе. Онлайн-образование стало приравниваться к оффлайну, что создало большие возможности для учителей.

Однако остается один важный аспект - оценка результатов, фактора, заставляющего человека двигаться вперед, поощрение по результатам повышения квалификации. Точный порядок, критерии и показатели, влияющие на деятельность учителя, не установлены.

При этом нельзя отрицать, что в процессе обучения на электронной платформе «Непрерывное профессиональное образование» различные проблемы, порой техническое несовершенство, сбои стали причиной возникновения недовольства. Словом, опыт, полученный в последующие два года, показал необходимость дальнейшего совершенствования системы подготовки кадров.

Не будет преувеличением сказать, что новое постановление, реализуемое сегодня на практике, учитывает весь опыт прошлого периода и готовит учителя к созданию образования будущего. Согласно документу, теперь, как и в прежней системе, повышение квалификации учителей будет проходить каждые пять лет, а руководителей – раз в три года, но они продолжат учиться непрерывно.

То есть, во-первых, сначала преподаватель учится по программе, соответствующей его знаниям и категории. Оно организовано в виде связующего звена министерство – учебное заведение – образовательная организация. Во-вторых, результат преподавателя, проходящего обучение, влияет на его категорию и профессиональную аттестацию по предмету. В-третьих, будет введен новый порядок оценки результатов повышения квалификации, в рамках которого особое внимание уделено повышению эффективности работы сотрудников дошкольных и школьных образовательных организаций.

Таким образом, учитель теперь будет учиться каждый день, самостоятельно развиваться. Потому что с 1 января 2025 года во всех общеобразовательных школах республики поочередно вводятся такие новые формы обучения, как «Час профессионального развития» и «День профессионального развития». Будет использован метод «учитель учит коллегу с меньшим опытом».

Отмечу, что нашим преподавателям приходилось нелегко с подготовкой к международным исследованиям, но теперь будет создан «Центр международных исследований».

Для всего перечисленного выше очень важны условия. Поэтому теперь материально-техническая база как центров профессионального обучения, так и общеобразовательных школ будет включена в государственные программы.

Так что планов предстоит реализовать немало и от этого ожидаются положительные результаты. Перечисленные в постановлении задачи внесут большой вклад в развитие отрасли. Потому что, прежде всего, адаптация учителя к потребностям времени, его подготовка являются фундаментом развития образования в целом.

Аламжон ИБРАГИМОВ,

доцент, доктор педагогических наук,

директор областного национального центра

обучения педагогов новым методам.