Полномочия местного Кенгаша расширяются

Региональные, районные и городские кенгаши народных депутатов являются представительными органами местной государственной власти. Данный орган имеет свое место в социально-экономическом развитии региона. Но до сих пор не было четкого определения полномочий местного самоуправления и представительного органа, откуда и возникали различные недоразумения.

Важным вопросом в реформировании системы государственной власти и управления является разделение полномочий хокимов и местных кенгашей. В 21 главе «Основы государственной власти на местах. Органы самоуправления граждан» Конституции РУз в новой редакции также есть ряд изменений. В частности, в статье 120 сказано, что лицо, занимающее должность хокима области, района, города, не может одновременно занимать должность председателя Кенгаша народных депутатов. А также одно и то же лицо не может быть избрано председателем Кенгаша народных депутатов одной и той же области, района, города более двух сроков подряд.

Эти принципы активно поддерживались во время обсуждения новой редакции Конституции по всей стране. Было отмечено, что руководство местных исполнительных органов в кенгашах народных депутатов не соответствует международному и национальному законодательству.

В целом, в последние годы много внимания уделялось этому вопросу в процессе административной реформы. Были предприняты важные шаги для увеличения роли кенгашей депутатов в установлении эффективного государственного контроля над деятельностью более низких уровней и социально-экономическим развитием регионов. Создана практика предоставления отчетов о своей деятельности хокимов и руководителей ряда отраслей местному кенгашу. Полномочия Кенгаша расширились при утверждении местного бюджета и его использовании. Созданы секретариаты кенгашей народных депутатов.

Ранее сессии организовывались представителями хокимиятов, теперь это делает секретариат, что оказывает положительное влияние на работу сессий. Каждый вопрос, в первую очередь, обсуждается в постоянных комиссиях и депутатских группах партий, тщательно подготавливается и только потом заслушивается на сессиях. Следует отметить, что в этом отношении сформировался хороший опыт.

Если председатель Кенгаша будет избираться из числа депутатов и хоким не будет вмешиваться в его работу, а наоборот станет подотчетен Кенгашу, то это, безусловно, окажет положительное влияние на качество принимаемых решений.

В  статье 122 Конституции РУз указано, что к полномочиям кенгашей народных депутатов относятся рассмотрение и принятие соответствующих местных бюджетов, осуществление контроля за их исполнением; утверждение программ социально-экономического развития территорий и социальной защиты населения; утверждение хокима в должности, заслушивание отчетов о его деятельности и так далее. В свою очередь, к полномочиям хокимов областей, районов и городов относится исполнение постановлений соответствующих кенгашей народных депутатов (123 статья).

Впредь полностью упразднят практику, когда хокимы сами принимают решения и утверждают их в руководимых ими местных кенгашах, контролируют выполнение. Полномочия кенгашей и хокимов определяются по отдельности, а повышение ответственности данных органов предупредит дублирование задач. Теперь местные уполномоченные органы будут принимать важные политические решения от имени народа. Над деятельностью хокимиятов установят действенный контроль Кенгаша и депутатский контроль. Такой подход приведет к внедрению принципа разделения властей на местном уровне, а усиление контроля кенгашей - к повышению ответственности хокимов. 

Да, местные кенгаши по-прежнему заслушивают отчеты хокимов по наиболее важным и актуальным вопросам социально-экономического развития региона. Однако лицо, которое одновременно является и местным исполнительным органом власти, и председателем Кенгаша, должен быть подотчетно Кенгашу.

По инициативе Главы нашего государства разделение должностей председателя местного Кенгаша и хокима будет применяться в Ташкенте и областях по итогам выборов 2024 года, а в районах – с 2026 года. До этого времени необходимо внести изменения в ряд законов и кодексов, и этот процесс сейчас идет. В этом процессе хорошо бы обратить внимание и на статус депутатов, постоянно работающих в Кенгаше. Сейчас, как депутат, знакомый с работой секретариата в плане подготовки и проведения заседаний, контроля за выполнением решений, могу сказать, что если будут работать постоянные члены парламента и получать за это заработную плату, то это повысит эффективность работы.

Уктам САИДМУРОДОВ,

депутат областного Кенгаша народных депутатов.