Почему в школах нет условия для детей-инвалидов?

На сегодняшний день в 50 общеобразовательных школах Самаркандской области внедрено инклюзивное образование, а в 104 школах оно планируется. К сожалению, в большинстве из этих школ не созданы условия для беспрепятственного передвижения детей с ограниченными возможностями.
При изучении инклюзивного образования в школах было выявлено, что в большинстве из них отсутствуют туалеты для лиц с ограниченными возможностями, пандусы на входах не оборудованы в соответствии с нормативами, а в некоторых и вовсе отсутствуют. На входных дверях нет контрастных цветных указателей, а высокие ступеньки не добавляют комфорта. Ко всему прочему поручни не установлены как полагается, имеются неровности полов в коридорах, в туалетах нет отдельных мест для инвалидов.
Так, в общеобразовательной школе №18 Джамбайского района, где в настоящее время обучается 1 254 ученика, инклюзивные классы не созданы. Здание 4-этажное, а лифт или эскалатор для людей с ограниченными возможностями отсутствуют. Вход в здание и территория вокруг дверей не оборудованы предупреждающими знаками контрастных цветов. Высота зон раздачи пищи на кухне превышает требуемый уровень. В классах недостаточно места для передвижения инвалидных колясок вокруг парт. Поэтому 11 детей с инвалидностью обучаются на дому.
Подобную картину можно наблюдать в большинстве образовательных учреждений города Самарканда, Пайарыкского, Акдарьинского, Нарпайского, Нурабадского, Кошрабадского, Тайлякского, Булунгурского, Самаркандского, Каттакурганского, Ургутского и Пахтачийского районов. А ведь еще 23 сентября 2020 года был принят Закон Республики Узбекистан "Об образовании", где были введены статьи об инклюзивном образовании.
Напомню, что система инклюзивного образования включает в себя учреждения среднего, среднего специального и профессионального образования. Ее целью является создание доступной среды обучения и воспитания детей с учетом многообразия их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей. Данный комплекс мер включает в себя техническое оснащение учреждений образования, разработку специальных учебных курсов для педагогов и других обучающихся, направленных на улучшение их взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями здоровья.
- Инклюзивное образование направлено на обеспечение равных возможностей для всех обучающихся в получении образования с учетом многообразия индивидуальных образовательных потребностей и возможностей, включая детей с физическими, умственными, сенсорными или психологическими нарушениями, - говорит главный специалист областного управления социальной инспекции Национального агентства социальной защиты при Президенте Республики Узбекистан Алишер Абдусаидов.
Да, закон был принят пять лет назад. Но почему в большинстве школ нашего региона он не выполняется? Что нужно делать для его полной реализации?
- По-моему, для реализации инклюзивного образования сначала необходимо создать условия в школах для детей-инвалидов, - продолжает А. Абдусаидов. - Например, согласно действующим правилам, в зданиях школ лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. При невозможности устройства пандусов в строительстве зданий и сооружений должны быть установлены специальные подъемные устройства для обеспечения подъема по лестнице инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках. Края пандусов должны иметь бортики высотой 0,15-0,2 метра и поручни высотой 0,7-0,9 м, а для детей дошкольного возраста 0,5 м. Длина поручней должна быть больше длины пандуса на 0,03 м. Диаметр окружности поручня должен быть 0,04-0,05 м. Открытые лестницы шириной 2,5 м и более в зоне входа должны иметь дополнительные разделительные поручни.
К сожалению, указания для одних чиновников сферы образования могут показаться трудными и неисполнимыми в виду дополнительных затрат, а для других - просто ненужными. Но ведь здесь речь идет об образовании детей с ограниченными возможностями, которым всегда нужны помощь, внимание и забота.
Сейчас во всех образовательных учреждениях начались летние каникулы. Здания школ фактически опустели до сентября. В некоторых школах идут реконструкция и ремонт. Почему бы не воспользоваться моментом и не приспособить некоторые учебные корпуса и не создать хотя бы элементарные условия для детей с инвалидностью?
Надеюсь, соответствующие организации примут указанную проблему к сведению.
Ёрмамат РУСТАМОВ.
Фото А. Абдусаидова.