Почему майнеры остаются в тени?
Одним из актуальных вопросов в сфере криптоактивов Узбекистана остается майнинг. Периодически сообщаются случаи выявления незаконных криптоферм. Что это и как это работает, попробуем разобраться.
Если традиционные деньги выпускают центробанки, то в мире криптовалют центробанка нет. Единственный способ добыть крипту – майнинг, построенный на решении компьютерами математических задач.
- Суть майнинга в том, что компьютеры, находящиеся в самых разных местах по всему миру, проводят вычисления и таким образом генерируют новые блоки блокчейна, - говорит главный менеджер регионального филиала IT-парка Бобомурод Тошбоев. – Эта система похожа на большую книгу, в которой содержатся все записи о том, что происходит с криптовалютой. Ранее майнинг осуществлялся с помощью процессоров, а теперь это делается с использованием видеокарт. Процесс добычи становится сложнее с каждым годом. Сейчас необходимо использовать самую мощную технику, чтобы разгадывать блоки. Дело в том, что большую часть биткоинов уже сгенерировали, и для каждого нового требуется все больше мощностей. Большинство майнеров стало собирать майнинг фермы, которые являются каскадами видеокарт, подключенных к компьютеру.
О том, почему незаконная добыча криптоактивов жестко пресекается, разъяснил Интернет-изданию «Курсив» первый заместитель директора Национального агентства перспективных проектов Вячеслав Пак.
- В нашей стране жестко подходят к вопросам пресечения любой незаконной деятельности и реализации на практике принципа неотвратимости ответственности. Согласно Постановлению Главы государства, майнинг в нашей республике подлежит регистрации. В 2019 году постановлением Кабинета Министров для майнинга был установлен тройной тариф на использование электроэнергии, и он до сих пор действует. В прошлом году в законодательство внесены поправки, выработанные с учетом ситуации в энергетической отрасли. Постановление принято в соответствии с той повесткой, которую озвучивал Президент – переход к «зеленой экономике» и более широкому использованию альтернативных источников энергии. Поэтому майнинг разрешили только с использованием электричества, произведенного солнечной фотоэлектрической станцией. Понятно, что майнер должен иметь возможность получать электричество в темное время суток, когда нет солнечного света. В связи с этим предусмотрено получение энергии в темное время суток из электросети по повышенным тарифам.
6 сентября этого года Глава государства подписал поправки в законодательство, обновляющие систему лицензирования и разрешительных процедур в сфере оборота криптоактивов. Также утверждено Положение о порядке выдачи разрешения для осуществления деятельности по майнингу.
Так, разрешение на майнинг выдается национальным агентством перспективных проектов и исключительно в электронной форме. Разрешение выдается сроком на пять лет, за его оформление сбор не взимается. Данным видом предпринимательства имеют право заниматься только юрлица. Полученные криптоактивы могут быть реализованы компаниями на зарегистрированных в стране биржах.
При регистрации майнинговые компании среди других документов должны предоставить полный список оборудования с грузовой таможенной декларацией, а также перечень добываемых криптоактивов и адреса кошельков, на которые поступают «цифромонеты». В Положении отдельно отмечается, что на территории страны запрещается скрытый майнинг, добыча анонимных монет или майнинг по адресу, не указанному при регистрации.
Периодически в новостных лентах всплывают факты незаконного майнинга, и все они связаны с кражей электричества. К примеру, недавно рабочая группа в махалле «Галаосие» города Самарканда обнаружила майнинг ферму, действующую вместо небольшого цеха по переработке хлопка ЧФ «Камрон». Правоохранительные органы конфисковали почти 30 майнинговых устройств, незаконно подключенных к электросети.
По словам экспертов отрасли, главным мировым криптоактивом на сегодня остается биткоин. Но если раньше для майнинга было достаточно ноутбука, то на сегодняшний день для заработка нужны большие вычислительные мощности. Соответственно, майнить на телефоне или компьютере невыгодно. Для получения нормального дохода нужно иметь десятки специальных установок, которые потребляют значительное количество электроэнергии.
По мнению специалиста по криптовалюте и блокчейну Шахруза Аширова, лицензирование майнинга приведет к тому, что майнинг уйдет в еще большее подполье.
- Единственная проблема с майнингом в том, что он постоянно расходует электричество, которого в стране хватает не всем, поэтому и ведется «охота» за майнерами, - говорит Ш. Аширов. - Без лицензии осуществление майнинга в нашей стране считается незаконным. А теперь большинству владельцев небольших ферм придется либо продать их, либо прятать. Потому что за регистрацию или продление взимается сбор в размере 20 БРВ. Кроме того, майнеры должны будут выплачивать ежемесячный сбор в размере 10 БРВ. Такие размеры являются неприемлемо высокими для мелких майнеров. Для них при таких взносах практически невозможно будет иметь какую-то прибыль. Также в документе указано, что добытые криптоактивы можно реализовывать только на платформах, зарегистрированных в Узбекистане. Единственной на данный момент такой биржей является UzNex, отзывы о которой зачастую негативные. На UzNex сегодня практически невозможно зарегистрироваться, я уже не говорю про интерфейс, функционал. Она не позволяет выводить деньги, а только заводить их туда, невозможно приобрести активы и т.д.
Отметим, что в Самаркандской области пока получивших разрешение на майнинг нет.
В интервью Интеренет-издания spot.uz основатель в Ташкенте IDO-платформы Рустам Авезов отметил, что лицензирование майнинга дает возможность развиваться всей индустрии, устанавливает для всех конкретные правила. Соответственно, есть понятная, четкая регуляция этой деятельности.
- Однако хотелось бы, чтобы регулирование отрасли не сводилось только к введению ограничений, но и учитывались интересы не только конечного пользователя, но и профессиональных участников рынка, говорит Р. Авезов. - Речь идет о тех организациях, проектах, которые планируют или уже работают в нашей стране. Например, ежемесячные сборы необходимо диверсифицировать в зависимости от объема фермы, то есть сделать разный размер суммы сборов для крупной промышленной и мелкой частной. Считаю, что негативно скажется и блокировка зарубежных криптобирж. К тому же это противоречит политике государства, которая нацелена на открытость. Думаю, что вместо запрета нужно создавать отечественные аналоги, максимально хорошие условия, которые мотивировали бы пользоваться локальными криптобиржами.
На вопрос о выгоде, которую может получить государство, если майнеры выйдут из тени, В. Пак ответил:
- Во-первых, когда сейчас майнят без регистрации и добывают криптоактивы, это реализуется на зарубежных платформах. В результате эти деньги потеряны для экономики страны. Для нас сегодня важнее не взыскать в бюджет какие-то суммы от майнеров, а создать условия, чтобы люди выходили из тени, реализовывали добытые криптоактивы через легально работающие биржи, чтобы в страну приходила валюта. При этом следует отметить, что у нас операции с криптоактивами освобождены от налогообложения, а фиксированные сборы за осуществление деятельности платят только провайдеры услуг криптоактивов. Сегодня уже есть те, кто готов осуществлять майнинг по установленным требованиям. Например, проведен ряд встреч с предпринимателями, которые нашли инвесторов для реализации проекта по майнингу криптоактивов из Китая.
Юлдуз ХАЙДАРОВА.
Фото: пресс-служба Национального агентства перспективных проектов.
Факт
Одной из крупных нелегальной майнинг-ферм, которую обнаружил департамент прокуратуры по борьбе с экономическими преступлениями в Самаркандской области, стала «ферма», обнаруженная в Кошрабаде в сентябре текущего года.
Правоохранители нашли ее при проверке местного предприятия M.I. в Кошрабадском районе. Его руководитель Ш. Х. самовольно подключил ферму к электросети через самостоятельно купленный трансформатор.
На объекте было установлено 63 установки для майнинга, а также два водных насоса. Ущерб государству и обществу, по данным прокуратуры, составил 1,1 млрд. сумов.
В отношении владельца фермы возбуждено уголовное дело по статье 185.2 Уголовного кодекса (нарушение правил пользования электросетями, газо- и водопроводами).
Кстати
Согласно законодательству РУз, за занятие майнингом без разрешения полагается штраф в 150 БРВ. Штраф для провайдеров услуг в сфере оборота криптоактивов - майнинг-пулы, крипто-магазины, крипто-депозитарии, криптобиржи - составит 300 БРВ.