Перекрёсток поэзии и кисти

«Все отдать, себя лишая, - это щедрость свыше мер,

Сделать то же, только молча, - это мужества пример».

Алишер Навои.

Идущий по планете Земля 2026 год богат знаменательными памятными датами. Этот факт послужил поводом для создания цикла мероприятий, стартовавших в канун 585-летия Алишера Навои - исторической личности, великого поэта, мыслителя, государственного деятеля. Особо хотелось бы выделить труд мастеров народного и изобразительного искусства: в преддверии юбилея поэта в Галерее изобразительного искусства Национального банка Узбекистана открылась экспозиция «Алишер Навои. Диалог эпох», представленная работами Николая Сергеевича Шина.

В 39 живописных и графических произведениях мастера, заслуженного деятеля искусств Республики Узбекистан, академика Академии художеств Республики Узбекистан, кавалера ордена «Дўстлик» Республики Узбекистан (1997) и награды «Золотая корона» Республики Корея (1997) Николая Шина (1928-2006), обращенных к жизни и творчеству Алишера Навои, отражены не только конкретные исторические факты и жизненные явления, но и философское осмысление эпохи. Богатая и разнообразная живописная палитра, художественные образы, поиск своеобразной стилистики доказывают авторскую индивидуальность Н. Шина, которого корейские газеты называли «Пикассо Азии», его личностное мироощущение. Подтверждением тому служит создание образа поэта в живописном цикле «Легенда о любви», которому художник посвятил более двадцати лет своей творческой жизни.

В «Легенде о любви» (всего более ста работ) все раскрыто на материале классической поэзии Востока, в переплетении образов трепетной духовности, красоты и любви с картинами жестокой несправедливости, подавления человеческого достоинства. Определяющую роль в эмоционально-образном решении цикла играют живописный ряд и экран: напряженная динамика действия ощущается в каждом полотне и эпизоде. Особые световые и цветовые решения, преимущественно черно-белая гамма, формируют образ и выражают идею, раскрывая внутреннее единство творчества Николая Шина, сумевшего передать сложную и драматическую духовную жизнь как самого поэта, так и художника, обратившегося к его наследию.

Классическая поэзия Алишера Навои в экспозиции Галереи НБУ убедительно раскрывается на графических и живописных полотнах, а также на экране, где демонстрируется художественный фильм «Алишер Навои», созданный Ташкентской киностудией в 1947 году творческой группой: сценаристы А. Спешнев, И. Султанов, А. Уйгун, В. Шкловский; режиссёр-постановщик К. Ярматов; оператор М. Краснянский; художник В. Еремян; композиторы Р. Глиэр и Т. Садыков; звукооператор Г. Сенчило. Главную роль исполнил народный артист Узбекистана Раззок Хамроев. Фильм вошел в подборку из 13 лучших картин, созданных в Узбекистане в прошлом столетии и включенных в международные культурные коллекции ЮНЕСКО.

– Думаю, выставка - это перекресток жизни и творчества Алишера Навои и Николая Сергеевича Шина, который интерпретировал эту тему и сумел найти струны человеческой души, затронувшие прежде всего его самого, - сказала на открытии директор Галереи НБУ Камола Акилова. - Особым смыслом выставки стал жест дарения: семья Николая Шина передала Галерее две его работы - “Моя семья” (1996) и “Память” (2002). Эти полотна напрямую не связаны с образом Навои, но точно вписываются в логику выставки, возвращая разговор к главной для художника теме - памяти: личной, семейной, исторической.

Здесь следует немного рассказать о биографии самого узбекского художника корейского происхождения. Судьба в 1937 году забросила его из села Таудеми Дальневосточного края России, где он родился в семье шахтера, в Карагандинскую область Казахстана по причине насильственной депортации корейского населения в Центральную Азию. С 1940 года Н. Шин обретает в Узбекистане вторую родину, ставшую в будущем и его духовной родиной. Он окончил живописно-педагогическое отделение Республиканского художественного училища им. П. П. Бенькова, тогда располагавшегося в Ташкенте в районе Бешагач. С 1949 года началась его творческая деятельность, с 1953 года - активное участие в выставках. Позднее он успешно завершил обучение на художественном факультете, отделении живописи Ташкентского театрально-художественного института им. А. Н. Островского.

Самое удивительное то, что одаренный паренек Коля Шин был настолько влюблен в фильм об Алишере Навои, который вышел на экраны в послевоенные годы, что решил в будущем вернуться к этой теме. И он смог это сделать невероятно талантливо, что подтверждают многочисленные посетители выставки, среди которых видные деятели культуры и искусства.

Картины Николая Шина благодаря своей яркой образности и абстрактности полны романтизма, символов, цвета и формы, богатого воображения художника. Они временами декоративны и во многом тяготеют к монументальной живописи. «Я ничего не придумываю, просто приглядываюсь ко всему, что вокруг на протяжении десятилетий, с раннего возраста, остается в памяти, не забывая, кто я, из какого общества, кто и что меня окружало и окружает. Слышу, что происходит вокруг, запоминаю все это, потом, переварив в себе, через работы свои стараюсь показать, подспудно демонстрируя влияние восточной идеографии, генетически унаследованное уважение художественной гармонии, спокойствие буддизма и чувство принадлежности к «средиземному» искусству», – говорил Н. Шин.

Мыслители разных времен, стран и континентов, в том числе и Алишер Навои, приходили и приходят к одному и тому же выводу: смысл человеческой жизни заключается в достижении благородной цели и служении человечеству из любви к нему. Поиски истины и ежедневный творческий труд стали смыслом жизни для многих художников Узбекистана.

Бессмертная поэзия сродни звукам живописи: пронзительная исповедь поэта, выстраданная им по ходу жизни, художниками переносится на полотна. Просматривая их, слышишь строки поэта - в них страх и борьба за правду, любовь, потери и победы, тоска по родной земле и благодарность земле, принявшей тебя как родного. Именно такие картины на стенах зала Галереи изобразительного искусства Национального банка Узбекистана духовно обогащают зрителя и пробуждают желание вновь вернуться к этим произведениям, к поэтическим строкам Алишера Навои, к эпизодам фильма «Алишер Навои», к работам Николая Сергеевича Шина.

«Я, жар души в стихи вдохнув, мечтал,

Чтоб мысль мою тем жаром зажигало.

И потушить огонь, что жег мне мысль,

Живой воды, наверно, было б мало.

О, если бы горение души

Всегда огонь свой мысли отдавало!».

Флора ФАХРУТДИНОВА.