Основа ускорения экономического развития

Мировая практика показывает, что максимальный экономический эффект от хозяйственной деятельности достигается в условиях, когда главным инвестором выступает собственное население страны.

В Узбекистане учет этого показателя не ведется, поэтому приходится довольствоваться обобщенным показателем участия предприятий и населения в инвестициях в основной капитал. Около 10 лет назад их доля достигала 58 процентов, а в последние годы этот показатель едва превышает 35 процентов. Приоритетное значение мы стали придавать привлечению иностранных инвестиций и кредитов, оставив без внимания и не задействовав огромный внутренний потенциал. Сотни миллионов долларов иностранных кредитов привлечены на строительство цементных заводов или гидропонных тепличных хозяйств, но сегодня большинство таких заводов работает с низкой производственной мощностью, а основная часть теплиц оказалась на грани банкротства. Решение в данных случаях принималось частниками.

Результаты не были бы столь плачевными, если б решения принимались коллегиально. Ведь коллективная собственность предполагает коллективный контроль за эффективностью инвестиций. Например, японские акционеры «Тойоты», «Мицубиси» ни за что не допустят, чтобы вокруг производимых их компаниями товаров создавался искусственный дефицит или искажение отчетности по объемам продаж, ведь от этого зависит не только сумма дивидендов, но и престиж их компании, будущее новых поколений японцев. Из этого следует вывод о том, что и мы должны разработать и осуществить меры, которые позволили бы открыть более широкий простор для участия населения в инвестиционной деятельности. Для этого преобладающая часть населения должна обладать свободными  средствами.  

Расчеты показывают, что сокращение доли затрат на приобретение продуктов питания на 10 процентов (первый этап), равноценно приросту инвестиционного потенциала населения страны на 1,5 - 2 миллиарда долларов США.  

Сюда же можно добавить упорядочение проведения свадебных торжеств, тарифов на международные авиаперевозки, оптимизацию таможенных пошлин на ввоз легковых автомобилей. Глядишь, необходимость во внешних заимствованиях будет сведена к минимуму. Почему это так важно? Потому что чем меньше сумма внешних заимствований, тем меньше расходов на обслуживание внешнего долга, тем большая сумма вновь созданной добавленной стоимости останется внутри страны и будет служить как развитию экономики страны, так и росту доходов населения.

Из вышеизложенных задач, направленных на повышение инвестиционного потенциала населения, наиболее актуальной на сегодняшний день является снижение доли его расходов на приобретение продуктов питания. Попросту говоря, надо добиться того, чтобы сформировавшуюся потребительскую корзину с продуктами каждый житель страны мог пополнять не за 500 тысяч сумов за месяц, как сегодня, а скажем, за 400 тысяч. Задача очень простая, - надо разобраться в причинах того, что способствовало четырехкратному росту цен на продовольствие за последние 6 лет и осуществить противоположные меры. Для примера, говядина в начале 2017 года стоила 22 тысячи сум., сегодня - 85 тысяч сум., молоко соответственно - 2 тысячи и 8 тысяч сумов, мука отечественного производства за кило 1 300 сум и 5 200 сум.   

Назову несколько причин;

это недостаточное внимание повышению эффективности сельскохозяйственного производства в целом. Отсутствие глубокого анализа причин снижения урожайности культур, технической оснащенности отрасли, недостатка ученых-агрономов. Размещение продукции без опоры на глубокие маркетинговые исследования, на передовые научные достижения. Уже давно развитые страны отказались от массового применения химических минеральных удобрений и перешли к биологическим средствам. Не в этом ли заключается основная причина того, что нет прорывных результатов в экспорте плодоовощной продукции? За 9 месяцев его объем составил $760 млн. и к прошлому году почти не изменился. А ведь это основное направление по преодолению отрицательного сальдо во внешнеторговом обороте страны. То же самое относится и к внедрению прогрессивных оросительных систем, водосберегающих технологий. Расчеты показывают, что приобретение дополнительной техники и сокращение на этой основе зерноуборочной кампании на 15-20 дней, равно получению дополнительного урожая на сотни миллиардов сумов. Этот срок позволяет вместо низкорентабельных бобовых культур разместить цветную капусту, сладкую кукурузу и иную продукцию повышенного спроса.

Практически никаких мер не принято для расширения организованного сектора аграрной сферы, соответственно ее интенсификации. Подчеркну, что речь не идет о теневой экономике, это тема для отдельного разговора. Как и раньше,  более 90 процентов мяса животного происхождения и молока, половина картофеля и овощей производится миллионами личных подсобных (дехканских) хозяйств. Вместо того, чтобы решить задачу создания кормовой базы для животноводства, совершенствования хозяйственного механизма касательно индивидуального сектора аграрной сферы, состоящего из таких элементов как налогообложение, кредитование, материально-техническое снабжение, мы выбрали наиболее легкий путь, - ничем не обоснованный импорт мяса, картофеля и даже томатной пасты.

Напрашивается резонный вопрос, почему так важно решить вопрос кредитования индивидуального сектора и, в первую очередь, животноводства?

Для того чтобы довести бычка до убойного веса, дехканин должен в течение года сэкономить из бюджета семьи 8-10 миллионов сумов. Согласитесь, что число семей, которые располагают такой возможностью (пока их 2,5 миллиона), имеет тенденцию к сокращению. Чтобы дехкане за год вырастили миллион тонн мяса, они должны располагать свободными денежными средствами, равными 60 триллионам сумов. Парадокс в том, что годовую сумму дохода дехканина мясник зарабатывает за неделю. Так устроена торговля.  Нерешенность вопроса с кредитованием также приводит к тому, что десятки тысяч дехканских семей, вынуждены вместо картофеля сажать ту культуру, семена которых  стоят намного дешевле.

Экспорт продовольствия производится без учета насыщения рынка товарами первой необходимости. Подразделения Министерства сельского хозяйства на местах не ведут учет производства овощей в ассортиментом разрезе. Никто не обращает внимание на то, что важно обеспечить население не овощами вообще, а конкретными их видами: луком, морковью, капустой, а также картофелем.

Отсутствует и четко налаженная система продвижения товаров от производителя к потребителю, иначе говоря организованной системной торговли, включающей оптовые и розничные звенья. В других странах СНГ есть не только органы государственной торговли, но даже сохранились подразделения Центросоюза (Таджикистан, Беларусь и другие). Ежегодно, до наступления осенне-зимнего периода, самым серьезным образом ставится задача о создании сезонных запасов овощей и картофеля, но кому адресованы эти поручения, кто конкретно этим должен заниматься, изучать спрос, регулировать цены - непонятно. Отсюда и результаты.        

Очень важные решения правительства, принятые за последние три года, на местах исполняются спустя рукава. Это касается, например, таких направлений аграрной сферы, как развитие садоводства и виноградарства. На словах (на бумаге) высаживаются миллионы саженцев фруктовых деревьев, виноградников. На деле нет никаких изменений ни на внутреннем рынке, ни в экспортных поставках. Цены на виноград, косточковые плоды, инжир, гранат для большинства семей остаются малодоступными. Ответственные органы управления здесь полностью самоустранились от регулирования ассортимента выращиваемой продукции.

Имеющиеся производственные мощности по переработке плодоовощной продукции используются на 25-30 процентов, ситуация ничуть не изменилась после перехода к кластерной системе. В этом сезоне ситуация даже ухудшилась. Вместо того, чтобы максимально эффективно использовать выделенные им земли, промышленники все еще до последнего ждут и надеются на получение дешевого сырья от фермерских хозяйств и дехкан.

В качестве заключения хочется отметить, что пока в нашей стране только делаются первые шаги для перехода на полноценные рыночные отношения, придется найти оптимальный вариант сочетания их элементов с административными методами управления. Это предполагает более ответственное отношение к своим обязанностям как местных органов управления, так и региональных представителей Минсельхоза и Минводхоза республики. Ведь даже на переходном этапе роль государства в управлении экономикой одна и та же (такая же), - создание условий для повышения благосостояния населения. 

Илхом ВАФАЕВ,

экономист.