Общественный транспорт нужен городу

Когда в Самарканде городской транспорт начнет работать как полагается: с диспетчерской службой, расписаниями на остановках и со стабильным графиком движения?

К сожалению, ответить на этот вопрос, кроме как «скоро», ответственные лица города пока не в состоянии. Ведь за прошедшие почти 20 лет в Самарканде практически разрушилась вся система городского общественного транспорта. И хотя сегодня предпринимаются попытки ее реанимировать, наладить работу пока не особо получается. Возможно, потому что городской транспорт практически полностью передан частному сектору, для которого эта сфера стала не рентабельна.

Несмотря на то, что в минувшем и этом году было закуплено свыше 100 низкопольных и 6 электробусов, город нуждается еще в 500 автобусах. А их, по словам представителя областного управления транспорта Шерзода Халилова, в городе пока не спешат приобретать. Далеко не каждый предприниматель решится вложить в городской транспорт, к примеру, полмиллиарда долларов, чтобы купить всего 8-10 автобусов, ведь куда выгоднее вложиться в строительство домов или еще чего-либо.

Отрадно, что власти стали задумываться о том, что без государственной поддержки и соответствующего контроля не стоит ждать развития общественного транспорта, который, в первую очередь, нужен городу.

С января нового года в Самарканде начнут поэтапно внедрять новую модель организации пассажироперевозок, при которой вся выручка будет поступать на специальный счет города, а городская администрация начнет оплачивать перевозчику выполнение рейсов по маршрутам по объему выполненных работ. Согласно условиям брутто-контракта, работу перевозчика будут оценивать как по количественному показателю, то есть выходу автобуса на линию, выполнению рейсов, так и качественному показателю - соблюдение графика и интервала движения, а также санитарные условия в салоне.

Затрагивая тему расписания и интервала движения городского транспорта, в управлении отметили, что в городе имеется всего несколько остановок с табло, к которым можно подключить GPS-датчики. Данный вопрос прорабатывается, однако когда он найдет решение, пока неизвестно. Обещано, что в будущем граждане смогут с помощью мобильного приложения отслеживать, когда к той или иной остановке прибудет нужный им автобус.

Еще один из вопросов, периодически возникающий в работе городского транспорта, проблема, связанная с заправкой автобусов топливом. Собственной АГНКС у городского транспорта нет, поэтому на днях, в период резкого похолодания, на дорогах Самарканда, особенно в вечернее время, значительно сократилось количество автобусных маршрутов. Учитывая, что пассажирские перевозки в Самарканде выполняют 18 предприятий, говорить о создании собственной заправки для нужд общественного транспорта не приходится. В настоящее время прорабатывается вопрос о выделении на АГНКС определенных часов, благодаря которым общественный транспорт не будет стоять в очереди у заправок наряду с частными авто.

Возвращаясь к системе расчета с перевозчиками, хочется отметить, что первыми работу по системе брутто-контракта протестируют автобусы ООО «Мароканд транс 777». В январе с этой компанией, как и с другими перевозчиками, будет заключен соответствующий контракт.

- По результатам недавно проведенного тендера на маршруты №15 «Железнодорожный вокзал – поселок Супер», № 30 «Махалля «Ташкент - махалля «Обод маскан» и №52 «Саттепо – автовокзал» победителем избрано ООО «Мароканд транс 777», - отметил Шерзод Халилов во время пресс-конференции. - С января 2024 года автобусы по этим маршрутам начнут курсировать в рамках системы брутто-контракта. Кроме них, 28 декабря текущего года будут подведены итоги тендера еще на 16 автобусных маршрутах. Все они - «подвозящие». Напомню, что в городе согласно мастер-плану, разработанному российской компанией «Симетра», будет открыто 42 новых маршрута – 33 подвозящих и 8 магистральных. 

Здесь стоит отметить, что автобусный маршрут № 52 отныне будет курсировать не из массива Согдиана, как это было в прежние годы, а из Саттепо.

 В областном управлении транспорта также сообщили, что в качестве экспертов, которые будут выдавать заключения по новой системе брутто-контракта, приглашены два преподавателя из Самаркандского транспортного техникума.

Хочется надеяться, что новая система расчета с перевозчиками будет прозрачной и не поспособствует развитию коррупции в данной сфере.

Малика АБАЙДУЛИНА.

 Фото автора.