Не для простых…
Столько интересных диалогов не написано вовремя, сколько метких наблюдений от людей за баранкой не зафиксировано и подзабыто теперь уже мной. Жалею иной раз, что не включаю диктофон. С другой стороны, в большинстве случаев водитель погружен в себя с головой, его не "тянет поговорить" либо мешает языковой барьер. В этот раз решила не тянуть и записать. Вот только имя таксиста, боюсь, перепутала - то ли Авазхон, то ли Азамхон...
В ноябрьский день мне нужно было не в редакцию, а на одну из остановок, где собирает пассажиров М3, который едет до Гребного канала. Выбрала перекресток Бустонсарой и Улугбека. Согласился подвезти мужчина лет под 60 на серой Нексии-3.
С двухдневной щетиной на медном круглом лице, с добрыми глазами и улыбкой. Таких "миллионы бродят между нами", как поет Шевчук.
За суетой дня уже не помню, с чего начался разговор, но к моменту осознанной беседы он уже сказал, что работает электриком лет 30, делал монтаж управления внутренних дел и таможни, а ныне имеет небольшую фирму «по электрике».
- А почему таксуете, - удивилась я, - сейчас со строительством спрос на электромонтаж большой.
- Не платят генподрядчики, обманывают, обещают "завтра-послезавтра", но не выполняют обещание, - посетовал водитель, слегка поджав губы. - Мне за последний заказ сто миллионов сумов должны, а не дают. Нервничал, нервничал, а потом решил потаксовать, подработать. И хорошо, что решил. Ездишь по городу, люди интересные, нескучно и в день чистыми 200-300 тысяч имеешь. Я, конечно, буду электрикой заниматься, но когда клиент нормальный попадется. Сейчас ведь как? Подрядчик идет на мардикор-базар, кого попало наберет, лишь бы дешевле заплатить. А они не специалисты: медь с алюминием соединят, сечение кабеля и монтаж перепутают. Через два года вся проводка у них уже горит...
- А генподрядчику по барабану, помещение уже собственника имеет, это его проблемы, - поддерживаю я, догадываясь о схеме.
- Да, новые хозяева заново потом все меняют, - кивнул таксист, - это хорошо, если пожара нет. Ведь после такого монтажа и возгорания случаются...
Я посмотрелась в зеркальце, поправила прическу: как-никак важная конференция.
- В банке работаете, - спросил он, заметив, а потом, узнав, что в редакции газеты, неожиданно предложил, - а давайте я сам довезу до Гребного. Зачем вам с пересадкой и автобус ждать?
- Дороговато на такси выйдет, 35-40 тысяч в один конец, обычно туда вдвоем-втроем собираемся, чтобы сэкономить. Иначе никакой зарплаты не напасешься на наш сити, - попробовала возразить я.
- Дадите 15, нормально, - улыбнулся мужчина, - я там никогда не ездил, только фонтан видел. Вода там громко выходит, будто трансформатор взрывается, точь-в-точь, я даже испугался сначала.
В тот день стояла прекрасная солнечная погода. Водителю очень хотелось просто пообщаться. Он рассказал, как в третьем роддоме, где ремонтировал розетки и светильники, впервые увидел кювет с 500-грамовыми малышами. Кювет, он, правда, назвал аквариумом. «Раньше такие умирали, - искренне изумлялся он, - а теперь вот лежат в аквариуме с трубочками, врачи смотрят хорошо, те выживают. Ручки-ножки маленькие такие, красненькие. Жене сказал, не поверила сначала… Я им бесплатно все починил, таких малышей выхаживают»…
Поговорили о загрязнении воздуха и воды в Самарканде, чуть было не свернув в сторону третьего роддома.
- Эх, в детстве в Сиабче рыбу ловил, купался, а сейчас вода черная, воняет постоянно, - покачал головой собеседник. – Чтобы рыбу вкусную поесть, езжу с друзьями в Пайарык… И воздух пыльный, строек много, улицы не поливают, деревьев больших много вырубили, а новые плохо растут. Сейчас за городом лучше воздух, в районах сады, а в Самарканде одни дома.
Мы въехали в Самаркандский туристический центр – ухоженный, свеженький и безлюдный. Тихие и аккуратные аллейки, ухоженные газоны радовали глаз, но отсутствие людей вызывало риторические вопросы, которые вдруг озвучил водитель:
- Так красиво, но для кого? Только для гостей из других стран, а как же обычные самаркандцы? Ведь, знаю, тут дорого все, не для простых... Спасибо, хоть с вами здесь побывал…
Сказал водитель и сделал пару снимков конгресс-холла на память.
Асия ПАВ.