Многогранна современная математика

Согласно Постановлению Президента РУз от 7 мая  2020 года "О мерах по повышению качества образования и развитию научных исследований в области математики" при Самаркандском государственном университете начал функционировать академический лицей по математике. Почему такое внимание уделяется данной науке - об этом мы поговорили с доктором физико-математических наук, проректором СамГУ Ахмаджоном СОЛЕЕВЫМ.

- Математика является обязательным предметом при обучении в школах и преподается во всех технических вузах, - сказал Ахмаджон Солеевич, - но это лишь знакомство с элементарной и несколькими классическими разделами высшей математики. Написав более 200 статей и четыре учебника для студентов, изучающих математику, я по-прежнему утверждаю, что не знаю и половины математической науки, настолько она обширна. В действительности современная математика - это фундаментальные проблемы, непрекращающиеся теоретические и экспериментальные исследования, в том числе с помощью компьютеров. Особенно возросла её роль в сфере информационно-коммуникационных технологий, медицине, биологии, цифровой экономике и многих других областях. Математика определена одним из приоритетных направлений развития науки в нашей стране.

- Какова роль Самаркандского государственного университета в развитии математической науки?

- Не будет преувеличением, если скажу, что наш университет является одним из основоположников современной математики в Средней Азии. Ведь еще в 1930 году был организован факультет математики при УзГУ - так назывался наш университет. Здесь учились, а потом стали выдающимися учёными Г. Гущин, Б. Кудряшов, Т. Соловьев, Х. Нарзуллаев, М. Собиров, Р. Искандаров, Ш. Ярмухаммедов и другие. При этом все они понимали, что ведущую роль в развитии математики сыграли ученые стран Востока. Большое значение имели труды Мухаммеда аль-Хорезми, который положил начало формированию того раздела математики, который получил название алгебра. Омар Хайям, получивший известность как автор своих знаменитых четверостиший, был великим математиком своего времени. Знаменитый учёный - энциклопедист Средней Азии Мухаммед аль-Бируни, внук Амира Темура Мирзо Улугбек, воспитанник астрономической школы Улугбека Джемиш ал - Каши - все они сверкают звездами на математическом небосклоне. По их пути идут и сегодня.

Сейчас на механико-математическом факультете, который возглавляет профессор А. Бегматов, обучается 1666 студентов, им преподают около 105 преподавателей. Среди них 17 являются докторами наук, один академик - Саидахмад Лакаев. В настоящее время среди актуальных научных направлений в СамГУ являются математическое моделирование прикладных задач, матанализ и их применение, фундаментальная математика и применение информационных технологий в решении современных математических задач.

- Как распознать математические способности в студенте?

- Во-первых, что такое математические способности? Только ли это умение правильно и быстро решать поставленные логические задачи? Нет, это математические навыки. Способности - это умение построить новые модели, не повторяющие стандартные алгоритмы, которым научили в школе. Только на базе таких маленьких открытий и строятся наука и технологии. Именно такие способности мы сегодня и призваны выявлять в студентах, что очень непросто. В этом нам помогают проводимые международные олимпиады, тренинги, конференции.

- Как Вы сами пришли в самую точную науку?

- Ещё со школьной скамьи полюбил этот предмет. Наш учитель математики, покойный Сайфиддин Нарзиев, обладал умом и высокими нравственными воззрениями. Кстати, он отличался "жадностью" к оценкам. Он редко ставил "отлично", оправдываясь, что сам не знает математику даже на "хорошо". При этом Сайфиддин Нарзиев разными путями решал уравнения разной сложности.

В 1968 году я поступил на физико-математический факультет СамГУ. А когда учился на четвёртом курсе, из Москвы пришёл читать лекции молодой учёный Александр Дмитреевич Брюно. В 27 лет он был доктором физико-математических наук, на своем примере доказывая, что математика - наука для молодых и одаренных. Александр Дмитреевич из 12 отличников после экзаменов только двоим дал путёвку для продолжения учёбы в Москве. Одним из этих счастливчиков был я. В Московском государственном университете требования и уровень знания студентов отличались от высшей школы Самарканда. Мой друг бросил учёбу и вернулся домой, а я, несмотря на трудности, особенно экономические, продолжал заниматься. Под руководством наставника Александра Брюно защитил кандидатскую, а потом докторскую. Я очень признателен профессорам В. Тихомирову, А. Зорину, О. Олейнику и другим, которые помогали добрыми советами. Вся моя жизнь связана с Самаркандским государственным университетом, где я от преподавателя дошёл до проректора.

Беседу записал

 Захир ХАСАНЗОДА

при участии

Муродилло ТИЛЯЕВА,

заместителя начальника

учебно-методического

 управления СамГУ.