Миры и пространства Григория Улько

Григорий Ильич, как художник, не стоял на месте. Его натура находилась в постоянном творческом поиске. Философские вопросы, касающиеся взаимоотношений науки и творчества, начинают занимать все большее место в его работах.

В 1970-е годы он создает такие произведения, как «Диалог со временем» и «Диалог в пространстве», где исследует законы возникновения макрокосма и микрокосма, сопоставляя человеческое и космическое представления о древности, времени и вечности.

Устремлённый в будущее

В 1970 году, в ходе подготовки к празднованию 2500-летия Самарканда, Улько задумывает создать монументальный памятник, символически отображающий то, какое место Самарканд занимает в истории человечества и космоса. Проект представлял собой три изящных пересекающихся эллипсоида, устремленных вверх и покоящихся на одной точке, наподобие гигантского межпланетного корабля, приземлившегося в пустыне. Проект, однако, был отвергнут за «излишний формализм». Но в начале 2000-х годов упрощенный вариант памятника был осуществлен и установлен во дворе Самаркандского сельскохозяйственного института (ныне Самаркандский государственный университет ветеринарной медицины, животноводства и биотехнологии). В том же году он совместно со скульптором В. Дегтяревым воплощает интересный замысел, создав символический ключ от города Самарканда.

Прекрасно владея техникой рисунка Григорий Ильич стремился запечатлеть в графике и живописи образы людей, внесших весомый вклад в развитие Узбекистана, с которыми сводила его судьба. Отдавая предпочтение деятелям науки, культуры и искусства, он создает серию портретов народных мастеров-керамистов, начиная с портрета шахрисабзского мастера К. Хазраткулова (1961) и самаркандского мастера У. Джуракулова (1965), завершив этот цикл коллективным портретом самаркандских керамистов (1980). Он так же запечатлел образы современников – астрономов и историков В. Щеглова и К. Кары-Ниязова, художников В.А. Ганна, З.М. Ковалевской, Н. А. Пращенка, А. И. Исаева, а также зарубежных гостей города А. Рефрежье и В. Раушенберга.

В 1980-х годах Улько отзывается на встревожившую широкую общественность и научный мир проблему с Аралом. Он приступает к разработке темы экологического конфликта на фоне усугубляющейся проблемы высыхания Аральского моря, которое он помнил еще по экспедициям 1950-х и 60-х. В 1988 и 1989 годы художник принимает участие в региональном проекте, посвященном Аралу, создав серию графических и акварельных этюдов, отражающих сюрреалистическую картину экологического бедствия: ржавые остовы кораблей, вросших в песок и солончаковые травы, портреты изможденных, но сильных людей, элементы их быта и скелеты павших животных, выбеленные солнцем. Эти этюды и несколько живописных работ, сделанных по возвращении в Самарканд, составили серию, под названием «Арал, спаси нас», которая была полностью показана широкому зрителю только в 2000 году после его смерти.

Помимо деятельности в области изобразительного искусства и дизайна, Григорий Ильич внес значительный вклад в развитие культуры Самарканда и Узбекистана в качестве организатора и педагога, посвятив немало времени воспитанию молодежи. На протяжении многих лет он руководил молодежным объединением при Союзе художников.

В 1975 году при Самаркандском училище искусств открывается художественное отделение, и он возглавляет в нем учебный процесс. Григорий Ильич преподает студентам основные дисциплины - историю искусств и композицию. Его занятия превращались в увлекательные беседы-путешествия, выходившие порой за рамки темы предмета, но прививавшие любовь к миру искусства. Будучи прекрасным рассказчиком и очень эрудированным человеком, Григорий Ильич щедро делился с учениками своими познаниями. Помимо этого, он вел живописные секции для любителей, поддерживая начинающих художников, и регулярно выступал с лекциями перед преподавателями и студентами самаркандских вузов.

Григорий Ильич регулярно принимает участие в выставках с 1960-х годов. В 1988 году в музее на Регистане, как итог его многолетней деятельности, состоялась выставка работ Григория Улько, где были представлены портреты и пейзажи, а также тематические картины. При этом за всеми его работами был виден художник-философ.

Герб Самарканда

В 1994 году в жизни города произошло особо значимое событие: проект герба города Самарканда, разработанный Г. Улько, был утвержден и принят в качестве официальной эмблемы. На решение этой творческой задачи у художника ушло много сил и времени.

Изучая правила геральдики, он сумел адаптировать их к центрально-азиатскому контексту и предложить проект, отражающий историю города и его специфику. В итоге им был создан запоминающийся образ снежного барса на красном фоне с золотоносной рекой Зеравшан внизу и бирюзовой семиконечной звездой наверху.

Прежде чем приступить к эскизу, Г. Улько тщательно изучал искусство геральдики и историю Самарканда. Сама идея создания герба для древнего города появилась еще при подготовке к его 2500-летнему юбилею в 70-е годы. Тогда по Самарканду был объявлен конкурс и составлена комиссия для определения лучшего варианта.

В одной древней легенде Григорий Ильич нашел сведения, которые послужили основой для герба. Так, его венцом художник решил сделать семиконечную звезду бирюзового цвета, особо почитающуюся на Востоке и являющуюся символом совершенства. Звезда должна была обозначать собою светоч единства науки и искусства, отображая доминирующий цвет памятников архитектуры Самарканда.

Герб Самарканда Григория Улько послужил основой для разработки новых эмблем и символов многих организаций и компаний, ассоциирующих себя с городом.

Наследие художника

8 апреля 1999 года Григория Ильича не стало. Последнее время он тяжело болел. Все его почитатели собрались у здания старой Свято-Георгиевской церкви в центре города, где в то время размещалась картинная галерея. В церковном зале звучала классическая музыка. Родные и близкие Григория Ильича; художники, а также ученики, проводили его на центральное городское кладбище…

На живописном мольберте в его мастерской стояла неоконченной работа, задуманная им много лет назад. На ней художник решил отобразить довольно значимый период из истории живописи Самарканда. На картине была изображена группа из маститых эвакуированных художников, живших и творивших в Самарканде в годы Второй мировой войны.

В конце 2017 года в Центральном выставочном зале Академии художеств Узбекистана в Ташкенте состоялась большая выставка работ живописца - «Самаркандия Григория Улько», организованная при поддержке Посольства Украины в Узбекистане. На ней зрители имели возможность увидеть разнообразные по технике и тематике живописные полотна самаркандского художника – его миры и пространства.

Надо отметить, что Григорий Ильич на протяжение долгих лет вел записи своих наблюдений и размышлений, делая выписки по интересующим его вопросам. В семье художника, помимо картин, хранится его эпистолярное наследие, множество рабочих зарисовок и фотографий, представляющих собою немалую ценность.

Григорий Ильич Улько прожил сложную, интересную и насыщенную событиями жизнь. Судьба уберегла его от голодной смерти в заброшенной украинской деревне Сибири, от гибели на фронте и привела в древний центр мировой цивилизации. Самарканду он отдал лучшие годы своей жизни, всегда оставаясь неутомимым и бескорыстным служителем искусству. На надгробном памятнике художнику, представляющем собой адаптацию его проекта мемориала белорусской деревне Хатынь, начертаны слова, выражающие его жизненную философию: Ars longa, vita brevis (Жизнь коротка, искусство вечно).

Александр ГАЛАК.