Место встречи - Самарканд
Для журналистов, освещающих мероприятия в рамках Самаркандского саммита ШОС была предоставлена площадка для взаимодействия с экспертами, что позволило сторонам обменяться мнениями.
Как считает руководитель отдела института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан Комил Арипов, ценность ШОС в том то, что появилась альтернатива тем альянсам, которые формируются на Западе.
Альянс собирающийся вокруг ШОС, является более свободным в своем формировании и более интересным по развитию. Это значит, каждая страна имеет голос, и он будет услышан, и принят во внимание. Если какая-либо страна выскажется против, то решение не будет принято. Это так называемый принцип консенсуса.
- Это и притягивает к ШОС всё новые государства?
- Да, здесь несмотря на наличие в организации таких гигантов, как Китай, Россия и Индия, все решения там принимаются консенсусом. Насущная необходимость для любого нормального развивающегося государства – иметь альтернативную опору тем альянсам, которые формирует сегодня Запад. А главное, осознание необходимости другой опоры – то, что окончательно закрепилось в ходе Самаркандского саммита.
Конечно, идут разные инсинуации. Можно услышать различные мнения зарубежных экспертов, что ШОС превращается в некую такую трансформацию, некую блоковую организацию, которая будет противопоставляться НАТО. Да, военный потенциал ШОС довольно силен, и он сопоставим. Но организация не противопоставляет себя другим государствам и различным международным организациям.
ШОС – это не военно-политический союз, где есть очевидный лидер, способный навязывать свою волю остальным. Это, скорее, такой союз, где страны обеспокоены безопасностью Евразии, ростом экономического взаимодействия и культурного сотрудничества, принимают совместные решения для своего развития с учётом национальных интересов каждой страны. Именно эти цели преследовал Иран, столько лет пытаясь стать полноправным членом организации. Такие же задачи ставят перед собой страны, стучащие сегодня в двери ШОС.
- ООН - тоже международная универсальная организация…
- ООН организация глобального характера, не регионального. Крупнейшей международной региональной организацией является ШОС. В ООН есть правило принятия решения по принципу большинства. То есть либо как решило большинство, либо, если это касается очень значимых вопросов, то идет принятие решения 2/3 голосами. И зачастую это правило играет в пользу тех стран, которые мы называем центрами принятия решения. Потому что идет группа лоббирования и решения принимаются фактически в пользу той страны, которая более экономически развита, и от которой экономически зависимы другие государства члены ООН.
И вот эти две большие разницы, этот универсализм Шанхайской организации сотрудничества в том, что здесь должны быть точки общего соприкосновения. Это и привлекает остальные страны.
В ходе саммита Шанхайской организации сотрудничества статус полноправного членства обретает Иран. С 2005-го страна находилась в статусе страны-наблюдателя при ШОС. Аналогичная процедура принятия в полноправные члены, как и ожидалось, запущена в отношении еще одного наблюдателя – Беларуси. Соответственно, в ближайшем будущем республика станет десятым членом организации. Помимо этого, статус партнера по диалогу получили Египет, Катар и Саудовская Аравия, а претендентами на него стали Бахрейн и Мальдивы.
- Каковы перспективы Самаркандского саммита?
- Я думаю, именно этот формат общения, когда каждая страна имеет право голоса и ее интересы учитываются, это прообраз будущего межгосударственного взаимодействия. Тот принцип большинства показал, что в условиях вооруженных конфликтов, когда страны сталкиваются с тем, что их интересы не учитываются, происходит вооруженное противостояние, когда дипломатическими путями не удается достичь равноправия. А ШОС - это та площадка, где можно дипломатическим путем прийти к консенсусу, выработать мнение которое устраивает всех и на основании этого мнения принимать то или иное решение.
- Почему местом проведения 22-го заседания саммита ШОС выбран Самарканд?
- Период прохождения данного саммита, а он выпадает на очень сложный период, выпал на некий разлом истории, когда ломается международная система. Международные нормы и система уже сейчас перестают работать. И это мы видим в тех вооруженных конфликтах, которые происходят в различных зонах, между государствами, когда идет между ними противостояние. И вот в этих условиях, чтобы сохранить тот «Шанхайский дух», то есть дух равноправия, дух добрососедства, дух развития, был выбран именно Самарканд.
Самарканд - древний город, который, по разным сведениям, ровесник Афин, ровесник первых олимпийских игр. Он всегда был местом диалога различных цивилизаций, местом пересечения крупных экономических путей. Это узловой пункт «Великого шелкового пути», именно поэтому здесь проходили большие политические мероприятия еще с древних времен.
- Благодарю Вас, за интересную беседу!
- Рад сотрудничать!
Юлдуз ХАЙДАРОВА.