Лик Самарканда Яффы Ассулин
Энциклопедический проект «Самаркандиана» продолжает знакомить соотечественников с участниками международной культурно-просветительской программы «Лица Самаркандианы». Наш сегодняшний собеседник – соучредитель международного издательства класса люкс Assouline Publishing Яффа Ассулин (Yaffa Assouline), автор книги «Узбекистан: Дорога в Самарканд» (“Uzbekistan: The Road to Samarkand”, 2020) и главный куратор масштабной выставки «По дорогам в Самарканд. Чудеса шелка и золота» (“Sur les routes de Samarcande. Merveilles de soie et d’or”, 2022-2023) в Институте арабского мира в Париже (Франция).
– Госпожа Ассулин, в одном из своих интервью, Вы как-то упомянули, что давно являетесь носителем вируса, который называется «любовь к Узбекистану». В этой связи, не могли бы Вы представить нашим читателям свою книгу «Узбекистан: Дорога в Самарканд»? Как у Вас возникла идея написать эту книгу?
– Впервые посетив Узбекистан в 2011 году для участия в фестивале ЮНЕСКО, я сразу же влюбилась в вашу страну. Ее великолепные памятники, потрясающие пейзажи и необыкновенная теплота и гостеприимство местных жителей глубоко тронули меня. Несколько лет спустя мне посчастливилось получить приглашение от республиканского Фонда развития искусства и культуры написать серию книг об Узбекистане. Я хотела создать книгу, которая рассказала бы людям разных культур и народов о чудесах Узбекистана – стране, которая лишь недавно открылась миру. «Узбекистан: Дорога в Самарканд» – это приглашение открыть для себя, исследовать и посетить богатства Узбекистана. Представленные в этом издании художественные фотографии Лазиза Хамани (Laziz Hamani) – поистине завораживающее зрелище, взгляд на захватывающую дух архитектуру страны, ее пышную природу, а также яркую культуру и самобытное искусство.
– Каким Вам видится Самарканд?
– Самарканд – центр пересечения древних культур и Великого шелкового пути, один из старейших городов Центральной Азии – имеет невероятно богатую историю. Темур сделал Самарканд своей столицей и превратил его в центр политической и культурной жизни, привлекая ремесленников и мастеров со всей своей империи для монументального преображения города. Самарканд и сегодня продолжает отражать величие и влияние Амира Темура, благодаря своим знаковым достопримечательностям и узнаваемым историческим памятникам.
– Ваши любимые места в Самарканде? Что значит для Вас Самарканд?
– Одним из моих любимых мест в Самарканде является Шахи-зинда – некрополь, представляющий собой ряд мавзолеев, соединенных великолепно украшенными коридорами, который включает в себя одни из самых впечатляющих изразцовых работ в мусульманском мире. Здесь каждая мозаика – это поэма о геометрии. Особенно мне нравится бывать там на рассвете, ощущая ритм утреннего призыва к молитве. Конечно, нельзя не упомянуть и мавзолей Гур-эмир, усыпальницей Темура. Памятник известен своим потрясающим голубым куполом и архитектурным стилем, который был предшественником архитектуры Великих Моголов, в первую очередь Тадж-Махала. Притягательным для меня также является знаменитый Сиабский базар, где изобилие местных продуктов - от спелых дынь до свежих трав и специй - поражает воображение. Здесь я могу быстрее ощутить пульс города, как среди хаоса пробиваются теплота человеческих сердец, красота их повседневной жизни и национальных традиций. Эти и многие другие достопримечательности поддерживают статус Самарканда как жемчужины исторического и культурного ландшафта Центральной Азии. Замечу, что на обратной стороне обложки книги «Узбекистан: Дорога в Самарканд» приведена цитата писателя Амина Маалуфа, которая гласит: «Самарканд есть самый прекрасный лик, который Земля когда-либо обращала к Солнцу». Признаюсь, что роман Амина Маалуфа «Самарканд» сыграл значительную роль в пробуждении моего интереса к городу. В романе, основанном на истории знаменитого персидского поэта Омара Хайяма и создании его произведения «Рубайят», подчеркивается роль города как центра поэзии, науки и философии.
– Что бы Вы хотели пожелать жителям Самарканда и всего Узбекистана?
– Пусть жители Самарканда процветают в богатстве своего наследия и красоте своего города. Пусть они сохраняют наследие своих предков, прокладывая путь к будущему, наполненному красотой, добром, миром и единством. Пусть мудрость ваших предков направляет и поддерживает вас, а их жизнестойкость вдохновляет вас на сохранение, развитие и преображение одного из самых легендарных перекрестков культур в мировой истории.
– Благодарим Вас, госпожа Ассулин, за Ваш интерес к нашему проекту «Самаркандиана» и ответы на наши вопросы. Будем всегда рады видеть Вас в нашем древнем городе.
Анатолий ИОНЕСОВ,
руководитель Научно-просветительского центра
«Человек. Культура. Мир» Самаркандского международного технологического университета (SIUT), автор энциклопедического проекта «Самаркандиана».
Фотография Яффы Ассулин.
Для справки
Яффа Ассулин родилась в Мекнесе (Марокко). На протяжении нескольких десятилетий работает в индустрии роскоши в качестве журналиста, креативного арт-директора и издателя. Считается одним из ведущих мировых экспертов художественного стиля и эстетического вкуса. Специализируется на инновационных изданиях, созданных по индивидуальному заказу. Для авиакомпании Air France разработала первый женский бортовой журнал премиум-класса Air France Madame о моде, культуре и путешествиях.
Под слоганом «Делимся искусством жить хорошо» создала первый сайт роскоши в Интернете - LuxuryCulture.com с офисом в Париже: «Наше название говорит само за себя. Роскошь – это Свобода. Мы воспринимаем роскошь как нечто большее, чем просто стремление. Это философия». Главный офис Luxury Culture располагается в Париже (Франция).
В сотрудничестве с Управлением музеев Катара, где работала в качестве креативного арт-директора и старшего советника, она курировала открытие Музея исламского искусства в Дохе. Разработчик и создатель индивидуальных книг, журналов и рекламных кампаний для ведущих мировых брендов (таких как Cartier, Christie's, Dior, Chanel, Zenith, Veuve Clicquot, Ritz и др.) и дизайнерских решений для крупных отелей.
Автор многих книг, включая «Узбекистан: Дорога в Самарканд» (2020), «Узбекистан: Ориенталисты-авангардисты» (2021), «Узбекистан: Русский авангард» (2022), «Узбекистан. Живые сокровища: Торжество мастерства» (2022), «Узбекистан. Шелк и золото: Великолепное искусство костюма» (2024), «Узбекистан: Скрытая коллекция Нукусского музея» (2024)… Все эти красочно иллюстрированные книги выпущены издательством Assouline, которое называют «оазисом искусства и культуры». Примечательно, что в 2019 году издательство выступило с инициативой по устойчивому развитию и наладило сотрудничество с экологической некоммерческой организацией One Tree Planted. В рамках этого партнерства Assouline сажает по одному дереву за каждую проданную книгу.