Культуры разные – проблемы урбанистики общие

В Ханое (Вьетнам) между Научно-исследовательским институтом экономики строительства и урбанистики, национальным институтом архитектуры и градостроительства Вьетнама и Научно-практическим центром оптимизации дорожного движения (НПЦ ОДД) при Самаркандском государственном университете и Самаркандском архитектурно-строительном институте было подписано трёхстороннее соглашение о сотрудничестве в области планирования, управления и развития городского транспорта, благоустройства, инженерной подготовки специалистов в направлении «умный город».

Выступая на церемонии подписания соглашения ректор института национального института архитектуры и градостроительства Вьетнама, доктор Тхань Тунг отметил, что сейчас есть много возможностей для сотрудничества с самаркандскими вузами в области научных исследований и консалтинга в сфере городского дизайна, развития управления и планирования городского транспорта-smart.

Директор Научно-исследовательского института экономики строительства и урбанистики, доктор Нгуен Хонг Хань подчеркнул, что в любом муниципалитете мира, а не только во Вьетнаме, управление и транспортное планирование, урбанистика - это очень важное содержание современной жизнедеятельности горожан. В мегаполисах Вьетнама сегодня часто возникают пробки на дорогах, особенно в часы «пик» и во время праздников. Эффективных решений в системе планирования, внедрения и управления городским транспортом в настоящее время все еще очень мало, особенно применение научно-технических решений.

По словам директора Научно-практического центра оптимизации дорожного движения при СамГУ и СамГАСИ, доктора технических наук, профессора Илхомжона Шукурова, сегодня проблемы городов подошли к той грани, когда требуются безотлагательные градостроительные решения. К этим вопросам относятся проблемы городской среды, сохранения центров исторических городов, транспорта, экологии, коммунальной инфраструктуры, озеленения и многие другие. И. Шукуров выразил искреннюю благодарность коллегам из Вьетнама за внимание к проблемам градостроительства и в содействии решения сложных архитектурно-градостроительных задач, которые  накопились в городах Узбекистана и Вьетнама.

Во время обсуждения подписания договора автором данных строк было акцентировано особое внимание на основные транспортные проблемы современных городов Узбекистана. Это:

  • пробки и перегруженность улично-дорожной сети;
  • отсутствие или недостаточность автостоянок;
  • загрязнение окружающей среды;
  • уборка мусора;
  • высокий уровень шума и т.д.

Множество автомобилей создают большую нагрузку на улицы и дороги городов. Автомобильные пробки в городах – обычное явление. Чем больше автомобилей, тем больше аварий, в которых страдают (и часто погибают) люди.

Большинство способов разумного распределения транспортной нагрузки довольно очевидно и лежит на поверхности. Например, разделение грузового и пассажирского потоков. Грузовой поток как источник повышенного шума желательно спрятать в туннели, либо под здания. Эта мера позволит, в том числе, высвободить городское пространство под другие нужды.

Для защиты от многих угроз, которые несёт с собой транспорт, следует сокращать, по возможности, количество перекрёстков, разделить встречные потоки транспорта, разделить потоки транспортных средств и пешеходов. Стоит задуматься либо об предоставлении улиц в полное распоряжение пешеходов и особенно в исторической зоне городов, либо о постепенном перенесении потока пешеходов на уровень выше, над транспортным, по американскому опыту. Любая дорога, на поверхности земли, а может, и над поверхностью, должна быть окружена зелёными насаждениями для борьбы с шумом, пылью, выхлопными газами и для отделения тротуаров от проезжей части.

Созданный в Самарканде Центр является научно-исследовательским учреждением и занимается разработкой рекомендацией по решению проблем в области управления городским транспортом в направлении urban smart. В его задачи входят выработка предложений по решению проблем пробок, проектированию автостоянок, обеспечению безопасности дорожного движения, оказание консультационных услуг в сфере дизайна городской среды, а также других важных проблем современного градостроительства.

На церемонии подписания было отмечено, что Вьетнам и Узбекистан имеют общие цели по поиску решений и технологий в управлении развитием городского транспорта на пути к «умному городу».

Рахим АВАЗОВ,

доцент СамГАСИ,

директор Фонда сохранения культуры

и исторических памятников при академии наук «Турон».