Кладбища: заброшенные и ухоженные

В настоящее время на территории нашей области существуют 1547 кладбищ, из которых 40, общей площадью 233, 17 гектаров в г. Самарканде. Для изучения вопроса по их благоустройству и озеленению мы посетили несколько мест упокоения. Забегая вперед, скажем, что на некоторых кладбищах эта работа пущена на самотёк.
С первого же взгляда на кладбище «Петропольское», что в районе железнодорожного вокзала, видно, что работы по благоустройству здесь давно не велись, да и проводимые хашары обошли его стороной. На европейской части кладбища нет ворот, поэтому крупный и мелкий рогатый скот свободно может сюда войти. По узенькой дорожке можно пройти вглубь, но из-за плотности решеток и зарослей бурьяна к могилам, расположенным поодаль, не подойти. Здесь настоящие джунгли из проросших сквозь оградки деревьев. Ящики для мусора отсутствуют, видимо, поэтому некоторые могилы заброшены ветками и сухой травой.
В беседе с нами председатель махаллинского схода граждан «Мехнат» Саидрасул Туксонов посетовал на то, что те немногие представители европейского населения, живущие здесь, не только не выходят на хашары по благоустройству кладбищ, но и препятствуют его проведению. Поэтому хашары проводятся, в основном, на мусульманской территории, отсюда и отличие между ними. К тому же, из-за выезда на историческую родину европейского населения около 80 процентов захоронений остались бесхозными. «Думаю, если б работники благоустройства на совесть выполняли свою работу, не было бы нареканий. Ведь кладбища находятся в непосредственном ведении городского департамента благоустройства, на которые возлагается обязанность по их содержанию за счет средств местного бюджета в надлежащем состоянии. Согласно законодательству каждое кладбище должно иметь соответствующий персонал по установленным нормам» - отметил С.Туксонов.
По словам сотрудника департамента благоустройства города Самарканда Инома Рахмонова, в настоящее время в их штате насчитывается 99 служащих, из которых один бригадир, 27 контролеров и 71сторож, а этого мало, необходимо увеличить число работников еще на 167 человек. В настоящее время этот вопрос решается.
При обходе было выявлено еще одно неблагоустроенное кладбище – Саттепинское, площадью 1,45 гектара. Несмотря на то, что оно функционирует уже около 20 лет, захоронений здесь не так уж и много. Жители Саттепо стараются хоронить своих покойников в тех районах, откуда сами родом. Тем более, что к неприветливому клочку земли, где летом изнуряющая жара, а зимой непролазная грязь, трудно добираться. Правда, в последние месяцы здесь ведутся кое-какие работы, из 145 метров залитого фундамента на 100 метрах поднят забор. Высаженные местами когда-то саженцы хвойных деревьев высохли, а ведь рабочими кладбища должен проводиться уход за деревьями.
Сама территория находится в запущенном состоянии: не видать ни урн, ни ящиков для бытовых отходов, нет ворот, везде сухая трава и колючки, местами кучки мусора. Не нашли мы и обслуживающий персонал. О навесе и водопроводе мы вообще не говорим, не знаем, имеется ли здесь достаточное количество инвентаря (лопат, грабель, ведер, совков, метел, носилок и других), которыми бесплатно могут пользоваться граждане для ухода за могилами и намогильными памятниками. Не увидели мы и укомплектованных инвентарем противопожарных щитов.
Надо отметить, что ни в первом, ни во втором случае не видели у главного входа схематический план кладбища с обозначением расположения административных и других зданий, дорог аллей, исторических и мемориальных могил (если такие имеются), общественных туалетов и других объектов. Также отсутствуют доски с графиком работы (правила посещения) кладбища и другими распорядительными документами, и, что немаловажно, нигде нет сведений о департаменте благоустройства города, администрации кладбища с указанием адресов и контактных телефонов. Такие беспорядки и недоработки, к сожалению, наблюдаются и на других местах упокоения.
Во время посещения «Братского» кладбища мы встретили женщину. Светлана Майорова возмущалась тем, что когда по улице Маргеланской устанавливали забор, то не оставили места для калитки на кладбище, теперь приходится пробираться к могилам сквозь плотное кольцо решеток. Не понятно, почему были уничтожены на кладбище небольшие бассейны и водопроводы, из-за чего высохли посаженные деревья, кустарники и цветы. Воду до них через решетки не донести. С. Майорова готова сама установить калитку, чтобы и другие, у которых похоронены здесь близкие, смогли беспрепятственно посещать могилы и ухаживать за зелеными насаждениями.
При посещении городского кладбища махаллинского схода граждан «Навбогчиен» мы увидели другую картину. Здесь большое количество скамеек, расположенных под навесом, несколько водопроводных точек, ирригационные арыки очищены от мусора, имеется общественный туалет, растут декоративные деревья, вдоль бетонированной центральной аллеи высажены цветы. На средства местного мецената неподалеку возводится еще один айван. По словам председателя махаллинского схода Аъзама Остонакулова, хашары здесь проводятся не только по праздникам.
- Благодаря вниманию членам махаллинского схода граждан «Бузи» наше кладбище вполне благоустроенное, - говорит смотритель кладбища «Шиша мазор» Самаркандского района Олтин Зохидов. – Я считаю, совместная работа сближает людей, делает их добрыми, щедрыми и отзывчивыми к чужим проблемам. Но некоторые руководители и сельчане, видимо, из-за занятности или других неотложных дел забыли про хашары, редко их проводят. Скоро праздник Курбан байрам. В эти дни люди совершают добрые дела – навещают одиноких и больных, посещают святые места. Но мы должны помнить и почитать не только живых. Кто, если не мы, будет заботиться о местах, где покоятся наши близкие? Разве для этого нужен особый приказ сверху? Думаю, что нет!
Шухрат ХУСЕЙН,
Рим МУСТАКИМОВ.
Фото авторов.