Как бороться со сквернословием?

Сквернословие, грубость, повышенный тон - все это мы слышим каждый день сплошь и рядом. Унизительно для человека? Несомненно! Но, оказывается, терпимо, потому что прочно вошло и закрепилось в нашем бытовом общении.

Хам-начальник кричит на подчиненного, выражаясь матом, оскорбляет самыми унизительными словами, а тот, опустив голову, покорно выслушивает, спокойно проглатывая нечистоты, изрыгаемые из уст его начальника.

Пассажир, сидя в автобусе, привычно слушает мат водителя, разговаривающего по телефону (хотя это запрещено законом во время вождения транспортного средства). А еще пассажиры терпеливо слушают дикий ор кондукторов, выкрикивающих на каждой остановке маршруты данного автобуса. Такое поведение вообще несопоставимо с культурой.

Мы растим детей, будущее нашей страны. Послушать их манеру общения друг с другом – волосы становятся дыбом! Нецензурная лексика, громкие выкрики, грубость. И это тоже уже считается нормой! Учителя, видимо, не слышат или делают вид, что не слышат, на каком лексиконе разговаривают их подопечные. А как же уроки словесности? Ведь именно на этих уроках учитель должен преподать правильную, красивую речь. А. Навои писал: «Язык – орудие речи, но от нежелательных речей ему может быть худо».

Согласно современным научным исследованиям, человек, склонный к сквернословиям (мат, ругань, проклятия, оскорбления и т. д.), обрекает себя на земные страдания. Человек не осознает негативного влияния собственных слов. Потому как это влияние происходит на молекулярном уровне. И только со временем человек может ощутить итог такого воздействия в виде болезни, психического расстройства, токсичных отношений с окружающими и т. д. Электромагнитные колебания, в форме которых были представлены слова, оказывают прямое воздействие на структуру молекул ДНК. Запускается отрицательная программа и «программа самоликвидации», то есть происходит саморазрушение. Это было выявлено исследованиями российских ученых института квантовой генетики Академии Наук Российской Федерации.

Дети с раннего возраста впитывают, как губка, речь взрослых людей, особенно родителей, авторитет которых для ребенка неоспорим. И если взрослые будут говорить матерными словами, постоянно повышенным голосом, то и ребенок воспримет это как норму, правило.

Знакомая мне девушка, очень, воспитанная, интеллигентная, как-то сказала, что каждый раз, услышав мат, испытывает недоумение, потому что в ее семье никто, никогда не произнес матерного слова, удивляется, как может человек выражаться такими скверными словами!?

Как же начать бороться с этим словесным злом? Наверное, обществу пора задуматься над этой проблемой. Ученый, филолог, культуровед, искусствовед Д. С. Лихачев говорил, что общая деградация нации сказывается на языке прежде всего.

Думаю, что начать, нужно именно со школы или даже с детского сада. Проводить дни культуры речевой этики, показывая театральные сценки, высмеивающие грубиянов, сквернословов. Но и одновременно преподносить детям со сцены красивую речь, цитируя узбекских и зарубежных писателей. Дети должны сравнить, насколько приятнее слышать красивую, правильную речь. Чаще надо водить детей в музеи, театры, на художественные выставки. Такие посещения в сознании ребенка меняют его мировоззрение. И в будущем, прежде чем сказать нецензурное слово, он задумается, прилично ли это произносить в обществе? У него появится чувство стыда. А это очень важно, потому что «природа не терпит бесстыдства» - писал уже ранее упомянутый мною Д. С. Лихачев, которого называли совестью эпохи.

К сожалению, в погоне за материальными благами люди забыли, что есть и духовное благо, одним из которых является человеческое общение, данное свыше, благодаря слову, которое выделило человека из животного мира.

Эмма БЕЛЯЛОВА.