Истории сломленных детских судеб
За первое полугодие в Центр социально-правовой помощи несовершеннолетним УВД Самаркандской области поступило 307 несовершеннолетних, основная часть из них проживает в городе. В их числе были и 72 девочки. С начала года шесть подростков-девочек были направлены в специализированную школу-интернат для девочек № 5 Чиназского района.
История каждого ребенка сугубо индивидуальна. Нередко эти дети из неблагополучных семей, в которых родители злоупотребляют алкогольными напитками, либо из неполных семей, где воспитанием подростка занимается один из родителей. Нередки случаи, когда родители уезжают на заработки и оставляют свое чадо на попечении бабушек. Нередко такие ребята попадают в нехорошее окружение и, как следствие, идут на преступление. Но бывают случаи, когда сами члены семьи заставляют зарабатывать ребенка, толкая его в бездну.
Большая трагедия маленьких детей
На днях в социальной сети была распространена информация о том, что в махалле «Шукрона» пьющая мать оставила запертыми в доме своих детей в возрасте от двух до одиннадцати лет. Старшая дочь была привезена в центр, двое других детей отправлены в Дом ребенка. Мы встретились со старшей девочкой, которая рассказала о своей непростой жизни, побоях и страхе, который вынуждал ребенка убегать из дома.
- Мама с отчимом часто выпивали, а потом били нас, - начинает разговор девочка. – Однажды отчим до крови ударил младшую сестрёнку, которой всего год и восемь месяцев. Бывало, что мать часто закрывала нас в квартире одних, и уходила. С отчимом мы живем последние три года, до сих пор у нас не было собственного жилья, и мы были вынуждены ночевать на улице, в подвалах, в заброшенных зданиях. Мать, оставляла нас с сестренкой, которой сейчас пять лет, и уходила куда-то. Там мы и жили. Потом мама познакомилась с отчимом, и мы переехали в поселок Кимёгарлар. Вот уже три года как живем вместе. Каждый раз, когда у родителей начинался запой, я убегала из дома. Первый раз мне удалось это сделать прошлым летом, вторая попытка была три недели назад, когда я убежала к своей единственной подруге Зейнуре. Через три дня мать нашла меня и отвезла к реке Зеравшан, где и оставила.
Женщина ушла, пригрозив дочери, чтобы та не шла за ней. На улице стояла жара, девочке некуда было идти, но потом она пошла к ближайшему двору и попросила пить. Хозяйка дома пожалела девочку и предложила ей ночлег, а спустя несколько дней позвонила в милицию.
В настоящее время мать троих детей доставлена в здание УВД Самаркандской области, где с ней проводится профилактическая разъяснительная работа, а также ведется сбор документов для представления в комиссию по работе с несовершеннолетними.
В ближайшее время состоится суд, по его результатам будет решен вопрос о привлечении женщины к ответственности за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей и оставление детей в опасности.
По словам девочки, у нее была метрика, которую порвал отчим. Но вопрос в другом, как могло получиться так, что девочка не ходила в школу? Куда смотрели все это время ответственные органы?
Дом, где тебя никто не ждет
Наверняка многие думают, что в центр попадают дети из неблагополучных семей, но это не всегда так. Шахноза росла прилежной девочкой. Мать всегда гордилась своей единственной дочерью, которая радовала ее хорошей успеваемостью в школе. Шахноза училась в одной из школ в Санкт-Петербурге, куда семья переехала двадцать лет назад.
- Однажды мать не вернулась домой, - с грустью вспоминает 16-летняя девушка. – Позже она позвонила и сказала, что находится в следственном изоляторе. Компанию, где она работала, закрыли за нелегальную деятельность. Мама проработала в ней 20 лет. Вот уже 2,5 года как она находится в следственном изоляторе. В съемной квартире остались я и мой старший брат. Каждые два месяца я ходила на заседание суда, в надежде на то, что её однажды выпустят, но каждый раз суд вновь продлевал следствие. Понимая, что ждать придется долго, родственники позвали нас в родной Самарканд. У нас здесь есть квартира. Первое время мы жили с бабушкой, потом решили, что будет лучше без… Я очень скучала по матери и впала в депрессию. Брат решил, что я должна читать намаз, для меня это было дико. У нас начались разногласия. Однажды после очередной ссоры с братом я убежала из дома. Ночевала в подъезде. Заметившие меня люди позвонили в милицию и вызвали участкового, который оштрафовал брата. В феврале текущего года в Самарканд чартерным рейсом из Швеции приехал мой отец. Они развелись с моей матерью, но мне все же очень хотелось увидеть его, несмотря на то, что брат был против. Некоторое время я пожила с отцом. Однажды в социальной сети я познакомилась с одной девушкой по имени Асаля, мы начали общаться. Через какое-то время она позвала меня в горы, отдохнуть. Я согласилась, потому что подруга заверила меня в том, что сама отпросит меня у отца. Не предупредив близких, я уехала на пикник, папа был очень зол на меня. Я не хотела возвращаться домой и позвонила еще одной подруге – Камиле, которая работала в ночном клубе. Она предложила зарабатывать официанткой. В ночном клубе работали и танцовщицы, которые зарабатывали по 400 тысяч в день. Проработав пару дней официанткой, я начала танцевать в ночном клубе. Все это время меня разыскивали родственники. По решению суда, меня направят в специализированную школу-интернат для девочек № 5 Чиназского района.
В центр социально-правовой помощи попадают дети и подростки в возрасте от трех до 18 лет, оставшиеся без присмотра. Максимальный срок нахождения не превышает 45 дней. После выявления родителей, родственников их сдают родителям или же направляют в дома «Мехрибонлик», определяют в специализированные интернаты.
В учреждении созданы все необходимые условия. Здесь имеются удобные спальни, современная столовая, медицинский кабинет и комната для проведения занятий. Организованы библиотека с учебной и художественной литературой, учебные и компьютерные классы, в распоряжении детей также находятся закрытая и открытая спортивные площадки.
- Наш центр – это учреждение профилактической направленности, где ребята находятся насколько дней. За этот короткий период мы должны помочь подростку выбрать правильный путь, направить на учебу или же определить в дом «Мехрибонлик», поэтому повышенное внимание в подразделении уделяется подбору персонала, - говорит начальник центра, майор Иномжон Ашуров.
Замира БАЛТАЕВА.
Фото автора.