Искусство без клея и ножниц

Все можно было увидеть на стеллажах туристической ярмарки, которая прошла накануне первого месяца зимы в Ташкенте. Но то, что оказывалось у многих на ладонях и на столике гостя из Санкт-Петербурга удивляло всех без исключения.

- Более 20 лет наше издательство «Умная бумага» занимается разработкой и изготовлением сложных вырубных изделий из картона, - начал менеджер компании Олег Кесарев, слегка улыбнувшись, будто угадывая реакцию на слово «картон». - Печатная книга - это иная глубина, другое погружение в текст: листы, страницы, закладки, тактильные ощущения. А наши изделия - это 3D-пазлы для детей, игрушки, сборные модели архитектурных достопримечательностей разных стран и эпох, технические модели, сувениры. Наша миссия - дарить радость творчества.

По словам О. Кесарева, сборка любой модели происходит без ножниц и клея, разворачивая одну за другой схемы и выкладывая их рядом с уже готовыми миниатюрными чудесами. Детали заранее подготовлены и соединяются между собой по схеме. Методика разработки создается индивидуально для каждой модели, чтобы максимально точно передать особенности объекта. Увлекательный процесс сборки завершает реалистичная модель или полноценная функциональная игрушка. Для ребенка это радость созидания и подтверждение своего опыта, а для взрослого - коллекционный объект или необычное напоминание о событии, о месте, которое он посетил.

Память - одно из самых священных чувств человека. Путешествуя, мы стремимся сохранить увиденное: фотографиями, видео, рисунками, сувенирами. Но то, что представили на стенде «Умной бумаги», вызывало искренний восторг. И, уверена, ощущение от приобретенной модели будет куда глубже тогда, когда человек соберет ее собственными руками.

Это подтвердил и мой собеседник - генеральный директор Ассоциации «Хунарманд» Узбекистана Расулжон Мирзаахмедов. Он внимательно рассматривал элементы «Триптиха», держал их в руках, словно примеряя к будущим идеям.

- Это отличный туристический сувенир, - отметил он. - Такое производство можно развивать и у нас, на родине Регистана. Создавать мастерские для молодежи, обмениваться опытом с Санкт-Петербургом, приглашать ваших мастеров.

Олег с готовностью продолжил:

- Интерес к этим моделям действительно большой. Помимо яркого визуального образа, сам процесс сборки развивает инженерное и пространственное мышление, мелкую моторику, и это полезно человеку любого возраста. Особенность сборки без клея и ножниц оказалась востребованной в туристическом и корпоративном сегменте. Компактный набор, качественная печать, специальные виды обработки бумаги, создающие подарочный эффект, - все это высоко оценили во многих странах. В Узбекистане тоже, особенно после того, как увидели наш «Регистан».

Перед началом работы творческая команда издательства тщательно ищет исторические источники, изучает материалы, ведь цель - вдохновить человека увидеть объект воочию. За каждой моделью стоит труд дизайнеров, художников, инженеров.

На вопрос о том, что подтолкнуло команду к созданию триптиха «Самарканд. Регистан», собеседник ответил без раздумий:

- Мы вдохновлены историческим прошлым Узбекистана, его богатейшим культурным наследием. Каждый из нас, сохраняя свой культурный багаж, смотрел на это глазами туриста. И мы единогласно решили представить триптих именно здесь, на ярмарке в Ташкенте - чтобы увидеть реакцию людей. Тысячи посетителей оценили нашу работу, и это нас искренне радует. Мы стремимся, чтобы наши модели - выполненные из разных видов бумаги, с использованием тиснения, лакирования и других послепечатных технологий - создавали эффект присутствия, вызывали желание увидеть оригинал. В эти дни я не перестаю восхищаться народом Узбекистана: трудолюбивым, талантливым, гостеприимным, стремящимся к процветанию. Хочется, чтобы у каждого, у кого дома появится наш «Регистан», возникало желание посетить Самарканд. Мы приехали на выставку, чтобы представить наши возможности, найти партнеров и наметить общие проекты во благо народов Узбекистана и России.

Флора ФАХРУТДИНОВА.

Фото автора.