Инклюзия даёт надежду

В Самаркандской области появилась долгожданная негосударственная некоммерческая организация, призванная помочь детям с синдромом Дауна и их родителям. Новость о регистрации ННО Iymon стала приятным итогом конференции «Мы вместе!», прошедшей в Молодежном центре г. Самарканда и посвященной инклюзивному обучению детей с особенностями.

Форум, организованный Iymon совместно с ННО «Хаёт», городским хокимиятом при большой поддержке самаркандских волонтеров, объединил всех тех, кто давно и настойчиво занимается инклюзивным образованием и социальной адаптацией детей с ментальными и физическими особенностями. В первую очередь, это представители негосударственных организаций, педагоги, медики, волонтеры и, конечно, родители. Были приглашены специалисты из Казахстана, которые поделились своим опытом.

Поднятый круг вопросов был достаточно широк. Несмотря на то, что в нашем государстве действует Концепция развития инклюзивного образования в системе народного образования в 2020-2025 годах, а Закон «Об образовании» гарантирует право каждого ребенка на получение знаний, на деле это далеко не так. Наше общество и сами родители детей с особыми потребностями пока не готовы к интеграции. Привычка стыдливо прятать от посторонних глаз детей с ДЦП, синдромом Дауна, аутизмом так же сильна, как и привычка застройщиков уродовать ступеньками тротуары, не устанавливать полагающиеся пандусы в местах, где они обязаны быть – аптеках, точках общепита, магазинах, школах. Сила дремучих стереотипов вкупе с неподготовленностью городской инфраструктуры тормозят любые реформы в этом направлении и превращает человека с особенностями в беспомощного инвалида.

- Наша организация более 20 лет занимается вопросами детей с особыми потребностями, - говорит директор ННО «Хаёт» Рано Халилова. – Мы неоднократно получали гранты Общественного фонда по поддержке ННО и других институтов при Олий Мажлисе РУз на реализацию своих проектов на искоренение стигмы, создание условий для обучения "компьютерной грамотности", развития мелкой моторики слабовидящих и слабослышащих детей. Неоднократно участвовали в обсуждениях по совершенствованию нормативной базы страны в отношении получения образования детьми с особыми потребностями. Однако мобилизация общества в этом направлении требует много сил и терпения, без совместных усилий неравнодушных людей и госорганов трудно развивать инклюзивное образование.

Форум стал по-настоящему площадкой для обмена мнением и опытом. Эмоциональное выступление руководителя НПО «Наследие» (Казахстан) Маржан Абдуллиной, которая непосредственно столкнулась с непониманием, будучи матерью ребенка с синдромом Дауна, никого не оставил равнодушным.

- В Казахстане первая и главная проблема – это сложившийся стереотипы в отношении людей с особыми потребностями, - говорит М. Абдуллина. – Как матери такого ребенка мне пришлось многое вынести от близких и родных, которые не сразу приняли моего солнечного сына-первенца. Психологическое давление со стороны мало кто выдерживает, от таких детей стараются избавиться. Но кто проходит этот путь, никогда не жалеет, потому что открывает и в себе, и в других подлинное человеческое счастье. Я счастливая мама пятерых детей, а самый первый мой помощник – это старший сын.

В Казахстане, по мнению экспертов, основная проблема ментальность общества, а также маленькое пособие для детей с инвалидностью и их матерей (более 210 долларов в месяц – прим. автора), задерживание сроков выдачи бесплатного жилья. У нас, к сожалению, пока о таких льготах и выплатах можно только мечтать. Поэтому одним из предложений, прозвучавших на конференции, было создание в Самарканде специального фонда для помощи матерям с особенными детьми.

Об успешной практике инклюзивного образования на конференции рассказала методист по инклюзивному образованию облуно, преподаватель общеобразовательной школы №13 г. Самарканда Елена Махмудова, о чем мы расскажем подробнее в ближайшем номере газеты. Отметим только, что данный опыт очень ценен как с педагогической, так и нравственной точек зрения, а потому требует широкого распространения в системе народного образования.

Инклюзивное образование перед обществом и образовательной системой, в частности, ставит целый ряд сложных вопросов и новых задач, которые будет непросто решить в ближайшее время. Однако радует, что образовательные тенденции развитых государств, где инклюзия давно стала обычным делом, начали находить отклик в нашем обществе. И прошедший форум показал, что в Самарканде немало людей и организаций, которые готовы помогать внедрять идею инклюзивного образования, а главное – поддержать семьи и непосредственно детей с особыми потребностями в борьбе за их права на получение знаний и социализацию.

Анастасия ПАВЛЕНКО.

Фото З. Балтаевой.