Есть ли жизнь после тюрьмы?
Нередко бывшие заключённые после выхода из мест лишения свободы сталкиваются с различными сложностями: это и стигматизация со стороны общества, и проблемы с трудоустройством. О том, как происходит социальная адаптация осужденных, мы узнали, пообщавшись с осужденными и сотрудниками, которые непосредственно помогают адаптироваться экс-заключенным.
Вопросами социальной адаптации, в том числе и трудоустройства, в нашей стране занимается так называемая служба пробации. Ее главная цель - помочь бывшим заключенным адаптироваться к нормальной жизни, где нет места нарушению закона.
В настоящее время в службе пробации на учете состоят более семи тысяч жителей области, их количество по городу составляет 1427. Более двух тысяч приговорены к исправительным работам, 1 631 - к лишению свободы, 788 - лишены определенных прав, 69 - к испытательному сроку, а в отношении 3209 подсудимых применена условно-досрочная мера наказания.
- Практика показывает, что одна из проблем экс-заключенных в том, что их просто нигде не ждут, - говорит начальник областного отделения пробации при УВД области, подполковник Зокир Абдурахмонов. - Многие из осужденных после тюрьмы, возвращаясь домой, сталкиваются с тем, что их лишили жилья, выписали из домовой книги, либо вовсе не пускают в жилище. Тогда приходится отстаивать права и вновь вселяться в дом, где они ранее проживали. Еще одна из проблем – отказ в трудоустройстве. Стоит какому-либо кадровику узнать о судимости, как находятся тысячи причин, чтобы отказать соискателю. Пусть даже его квалификация полностью устраивает компанию. После тюрьмы даже человеку с образованием, стажем и учёной степенью сложно устроиться на работу - потому что он сидел, и ему априори не доверяют. Конечно, проще тем, кто имеет профессию и готов открыть собственное дело. Поэтому многие наши подопечные открывают собственные цеха по выпечке или изготовлению мебели, среди них есть парикмахеры и портные.
К примеру, пару месяцев назад освободился из колонии 25-летний парень из махалли «Севали ота» г. Самарканда. В 2017 году он был судим за хулиганство, а в 2021 взят за употребление наркотиков и приговорен к трем годам лишения свободы. В июле мера наказания была смягчена и парня приговорили к исправительным работам.
- Сразу после выхода из колонии вольного поселения я арендовал помещение и работаю парикмахером, - говорит он. – Мне повезло, что у меня есть любимое дело, но не всегда бывшим зэкам удается трудоустроиться. Многие, особенно те, у кого большой срок лишения свободы, не могут приспособиться к сложным жизненным реалиям. Они вновь совершают преступление и возвращаются в места не столь отдаленные. Большую роль в вопросе социализации играют близкие люди. Мне повезло с матерью, которая, несмотря на мои «косяки», продолжает любить меня и не даёт опустить руки. Многие мои знакомые испытывают сложности, от них отвернулись родные, они не могут устроиться на работу. В центре занятости их сразу предупреждают, что шансов найти вакансию мало из-за их криминального прошлого.
Согласно данным, предоставленным службой пробации области, с начала года в отношении 328 осужденных была применена более жесткая мера наказания, многие возвращены в места лишения свободы. 25 из них совершили повторные преступления, 21 находится в розыске. Немало и тех, кто выбрал путь исправления. В отношении 1 748 осужденных была применена условно-досрочная мера наказания.
- Повторные случаи преступлений, в основном, совершаются теми, кто уже отсидел срок в местах лишения свободы, - говорит инспектор городского отдела пробации, капитан Санжар Сапаров. – Возвращение из мест заключения домой далеко не всегда означает начало новой прекрасной жизни. Многие освободившиеся испытывают сложности. Главный фактор, увеличивающий шанс повторного совершения преступления, – отсутствие постоянного места жительства. Практика показывает, что не менее одной трети ранее осужденных изначально склонны к совершению повторных преступлений, так как у них «выработано пренебрежительное отношение к законам». Также немалую роль играет занятость – более половины рецидивистов не имеют постоянного места работы или учебы.
В службе пробации на учете состоят более семи тысяч человек. С каждым из них ведется индивидуальная беседа, изучаются их проблемы, многие из которых решаются на месте. Каждому оказывается всесторонняя поддержка, в частности, выдаются биометрические паспорта, проводится медицинский осмотр, выделяется единовременная материальная помощь, ведется планомерная работа по трудоустройству тех, кто не имеет постоянной работы.
Замира БАЛТАЕВА.
Фото автора.