«Что вы делали вчера вечером?»

Этот вопрос, заданный на улице прохожим, одних может обескуражить, других заставит напрячь память, третьи только и ждут, чтобы заметили их существование. Но зачем задавать этот вопрос, который сродни вопросам «для чего вы живете» и «кто вы»? И что хочет тот, кто постоянно спрашивает одно и то же? Узнать это, а заодно раскрыть самого себя можно было на прошедшей в минувшее воскресенье в Самаркандском областном русском театре драмы премьере, поставленной по пьесе Дмитрия Данилова режиссером из Москвы Ксенией Самодуровой.
Спектакль, наполненный образами и глубокой философией, не для широкой публики, пришедшей развлечься. Спектакль рассчитан на думающего зрителя, а не потребителя готового к употреблению театрального фастфуда. И это очень редко в наши дни. Тем более редко, когда качественная во всех смыслах постановка с отвечающими всей идее режиссера декорациями, визуальными эффектами, музыкой готовится всего за восемь дней.
За этот короткий период одиннадцать актеров вжились в образы, прочувствовав и сделав их реальными до такой степени, что зрителю стало неуютно. Ведь не каждый способен покопаться в себе, посмотреть в зеркало на свою действительность. Ибо жутковато. Жутко некомфортно от осмысления безысходности. Жутко от черно-белой – именно в этой гамме выполнен спектакль – правды, показанной в разных лицах. И этот безмолвный страх внутри вызывает отторжение всего происходящего, агрессию, что естественно, потому что как иначе защитить свою зону комфортного прожигания жизни? «Прожигания» в кабаках, на тупой работе, в азартных играх, в бесконечной и бессмысленной болтовне, в поисках способа наживы, в разгуле и разврате, в медитации на литературе и точке на стене…
Что вы делали вчера вечером? Вопрос, повторяемый вновь и вновь, доводит всех – и персонажей, и зрителей, и вопрошающего (Э. Гафаров) до исступления, которое низводит привычный образ мышления до оглушающей тишины понимания бессмысленности жизни бездуховной. В спектакле нет места детскому смеху, нет упоминания о животных, нет общественно значимых и высоконравственных порывов. Это монотонное действо при всем своем громком и неожиданном звукоряде, мультимедиа, с тонко выверенными (в кои-то веки?) мизансценами, красноречивыми позами и жестами персонажей есть картина медленного и верного умирания души в окружении многоглазых домов-монстров и безликой толпы.
Спектакль не аутентичен, не отражает привычный нам яркий и шумный восточный мир с его многодетными семьями и кучей родственников, махаллинским образом мышления, добрососедством и гостеприимством, улыбчивостью, солнцем. Картина, прекрасно созданная Ксенией Самодуровой, главным художником театра Антониной Гурьяновой, художниками Русланом Сабировым и Екатериной Ламыкиной, блестяще сыгранная почти всем составом русского драмтеатра, - это мрачное предостережение. Сегодня мы переживаем активную урбанизацию, когда человек отрывается от корней, родных дворов и загоняется на верхотуру монолитных скворечников, где всех так много, но никто никого не знает и знать особо не хочет. А что в итоге? А что потом этот человек – гордый снаружи и одинокий внутри четырех стен - будет делать вечером? Придите на спектакль в следующий раз и увидите…
Анастасия ПАВЛЕНКО.