Android qurilmalar uchun Zarnews.uz mobil ilovasi. Yuklab olish x

"Без сносов никак не обойтись"

- именно так, не без горечи в голосе, на пресс-туре для журналистов заявил заместитель хокима области Акмал Шукуров, добавив, что сносы объектов частной собственности сопряжены с материальными затратами и нервами людей, но Самарканд должен развиваться, тем более Президентом страны поставлены серьезные задачи: стать городом-миллионником и туристическим центром.

Организованный по инициативе хокимиятов области и города Самарканда пресс-вояж для представителей СМИ и блогеров буквально расплющил всех обилием объектов: из 16 намеченных по программе пунктов информационной братии показали 13, рассказав о проводимых в Самарканде строительных и ремонтных работах, благоустройстве.

К сожалению, пресс-релизов с точными цифрами и данными на этот раз не было. Возможно, потому, что не все проекты еще прошли до конца соответствующие одобрения у инстанций, то есть будут корректироваться "по ходу пьесы". Версия, конечно, скандальная, но по-другому объяснить отсутствие справки для журналистов не получается, тем более на это намекали сами сопровождавшие нас чиновники. Однако нужно отметить определенное желание властей проинформировать общественность о том, что же сегодня происходит в Самарканде, который перерыт вдоль и поперек.

 

Улица Бустонсарой и мост

В первую очередь, рассказали о строительстве дороги на улице Бустонсарой, вдоль которой снос начался еще осенью 2018 года, но неожиданно приостановился.

Дело в том, что первоначально планировалось расширить дорогу с четырех до восьми полос, а вдоль нее развернуть строительство многоэтажных жилых комплексов. Во всяком случае таковы были проектные предложения, которые не прошли одобрение в столице из-за того, что данный участок находится в исторической и буферных зонах. Кроме того, по словам А. Шукурова, вопрос касался выплат компенсаций собственникам жилья, а это солидные суммы, поэтому от "восьмиполоски" отказались.

В настоящее время, по словам заместителя хокима города Р. Очилова, 78 владельцев снесенных домов на 800-метровом участке улицы, где ведутся масштабные строительные работы, получили компенсацию, на что было потрачено 25 миллиардов сумов. Некоторые из собственников получили в качестве компенсации жилые квадратные метры в выбранном ими районе. Те, у кого снесено часть двора или дома, также получили компенсации, но сейчас им придется приводить в порядок свои фасады по утвержденным проектам - дорога как-никак основная. Для этих хлопотных целей выделяются кредиты или предлагаются инвесторы, готовые выкупить оставшиеся объекты для реализации собственных проектов.

- В настоящее время строительные работы, в том числе выравнивание полотна, ведутся на 800-метровом участке улицы Бустонсарой, а всего запланировано реконструировать свыше 5,4 километра данной улицы, - сказал представитель ГУП "Служба заказчика по региональным дорогам" г. Самарканда Фуркат Юсупов. - По обеим сторонам строящейся 6-полосной дороги будут проложены пешеходные и велосипедные дорожки, предусмотрены крытая дренажная система, высадка свыше 1000 деревьев и 2000 кустарников. Ширина улицы увеличится до 50 метров. Также будет расширен мост через канал Сиаб.

На вопрос о качестве дорожного полотна и наличии подземных коммуникаций Ф. Юсупов отметил, что все подземные коммуникации уже проложены, ничего "не забыли". Само покрытие дороги многоступенчатый процесс: сначала идет уплотнение грунта, затем в два слоя насыпается гравийно-песчаная смесь, щебень, а в конце в три слоя укладывается асфальт. Срок службы такой дороги гарантирован и равен 20-25 годам при регулярном "косметическом" ремонте.

Также группа журналистов посмотрела закладку первой железобетонной балки перекрытия туннеля на пересечении улиц Бустонсарой и Рудаки, всего таких балок будет около 30. Именно они должны взять на себя основной вес автотранспорта идущей поверх шестиполосной дороги.

Напомним, длина туннеля, который начали строить в 2019 году, составит 624 метра, а высота - 5,5 метра. Под мостом будут проложены четыре полосы для автомобилей и две полосы для трамваев. Перекресток над туннелем будет с круговым движением.

По словам инженера отряда МО-1 "Куприккурилиштрести" Азиза Бекмирзаева, в настоящее время завершены работы по укладке систем водо- и газопровода, канализации, электричества и связи. Строятся подземные переходы. Строительство второй части туннеля начнется в июне, тогда будут закрыты часть улицы Рудаки и сам перекресток.

Объект, на котором работает более 300 человек, планируется сдать в эксплуатацию до конца 2021 года, именно до этого срока надо будет терпеть автомобилистам и всем жителям Самарканда объезды и, соответственно, пробки.

Улица Ибн Сино и деревья

Мы все прекрасно помним, как в спешном порядке расширялась улица Ибн Сино, ведущая в аэропорт. Были вырублены сотни высоченных чинар и ясеней, дорога стала широкой, восьмиполосной, но абсолютно голой, без единого деревца. По словам Ф. Юсупова, данная ситуация в корне поменяется.

- Здесь уже завершено строительство сетей питьевого водоснабжения и канализации протяженностью более пяти километров, и сейчас по обеим сторонам дороги прокладываются и благоустраиваются пешеходные и велосипедные дорожки, - говорит специалист. - Земляные откосы, как и полотно вдоль дороги, будут засажены многолетними деревьями и кустарниками. Для этого, во-первых, прокладываются трубы для поливной системы, во-вторых, саженцы насаждений, завезенные из-за рубежа, уже проходят адаптацию в местных питомниках.

Планируется посадить такие породы деревьев, как рябина, липа, красный клен, ясень, акации и кипарисы. На вопрос, как быстро они поднимутся и дадут тень, Ф. Юсупов ответить не смог, но в интернете такая информация нашлась. Например, липы прибавляют в высоту метр за пять лет, клен красный и кипарис - за три, а ясень и рябина - за два года. Как видим, затенение улицы Ибн Сино пойдет крайне медленно, а еще оно будет зависеть от грамотных действий работников отдела благоустройства города Самарканда, которым передадут благоустроенные улицы.

Кстати, на вопрос - а почему сажают не платаны, которые могут в год подняться на два метра - получен ответ: у платана слишком обширная корневая система, которая часто повреждает коммуникации. Как хорошо, что это не брали в расчет наши предки, которые засаживали все города этими дивными, дающими обширную тень деревьями...

 

Аэропорт и дачи

Во время пресс-тура журналисты и блогеры в очередной раз были ознакомлены со строительством нового терминала международного аэропорта "Самарканд". Однако теперь особый акцент был сделан на сносах домов и дачных участков, построенных вблизи будущего туристического хаба.

В данный момент аэропорт, возводимый строителями Enter Engineering PTE Lmd, где трудятся инженеры-строители из России, Турции, Германии и Великобритании, уже обзавелся взлетно-посадочной полосой длиной 3105 м и шириной 60 м, на ней устанавливается светосигнальное и аэронавигационное оборудование. Однако завершить в срок установку данного оборудования, которое необходимо подключить к системе управления безопасностью полетов в соответствии с международными стандартами и требованиями, мешают жилые строения, окружающие аэропорт.

По словам заместителя хокима города Самарканда Р. Очилова, территория сноса довольна обширна - 63,1 гектара. Она поделена на три зоны, куда попали 765 жилых и нежилых объекта. В первую очередь под снос пойдут 107 объектов, на что из бюджета выделено 20 миллиардов сумов для компенсаторных выплат. Из них 60 строений уже сносятся, собственники 32-х домов получили уведомления на снос и обсуждается вопрос суммы компенсации, по 15 случаям идут суды. Как утверждает заместитель хокима области А. Шукуров, большинство из объектов, которые будут сноситься, это дачи, причем не у всех собственников на них имеются необходимые документы. Тем не менее компенсации будут выплачены всем.

Еще перед самым началом пресс-тура мною был поднят вопрос о том, что многие крупные международные аэропорты вынесены за черту города, тогда как наш, самаркандский, сейчас окружен жилыми кварталами. Это определенно будет создавать трудности, как для безопасности и обслуживания самого аэропорта, так и для живущих в близи самаркандцев. Ситуацию осложняет и то, что за последнее время в радиусе трех километров от воздушной гавани появились многоэтажные дома. С вопросом А. Шукуров согласился, отметив, что в будущем, возможно, построят новый аэропорт в Нурабадском районе, тем более для этого там есть необходимые условия. А пока идет модернизация воздушных ворот Самарканда, которые должны стать образцовыми.

- При запуске нового терминала можно будет обслуживать одновременно четыре рейса, а это примерно 600 человек в час, - пояснил главный инженер Самаркандского международного аэропорта Зафар Гапиров. - Для этого будут оборудованы 20 пунктов пропуска для единовременного прохождения 1200 пассажиров. Для сравнения скажу, что если в 2019 году аэропорт в самый пик сезона обслуживал 49 рейсов в неделю, то после модернизации столько рейсов будет приниматься за сутки.

Напомним, в рамках подготовки к проведению саммита Шанхайской организации сотрудничества в Самарканде, который пройдет в 2022 году, было начато строительство дополнительного терминала аэропорта, дизайн которого представлен в виде "открытой книги". Аэропорт будет принимать все типы воздушных судов без ограничений и соответствовать международным стандартам.

Анастасия ПАВЛЕНКО.

Фото автора.