$ 387 миллионов – в дорожную сеть
Самаркандская область выходит на новый этап транспортного развития. На очередной сессии Кенгаша народных депутатов было принято решение о реализации комплекса крупномасштабных дорожных проектов, финансируемых за счет кредита Японского агентства международного сотрудничества (JICA) и государственного бюджета. Общий объем финансирования составит 387 млн. долларов.
Как отмечено в документе VII-22-177-7-0-K/25 от 5 декабря, Самаркандская область демонстрирует устойчивый рост по всем ключевым социально-экономическим направлениям. Валовой региональный продукт увеличился с 27 трлн. до 62,4 трлн. сумов, а среднедушевые доходы - с 7,3 млн. до 15,3 млн. сумов. Население достигло отметки 4,1 млн. человек. За последние годы введены сотни километров инженерных сетей, построено более 5,2 млн. кв. м жилья, а сеть дошкольных и медицинских учреждений значительно расширена.
Регион укрепил позиции и в аграрном секторе: урожай картофеля превысил 726 тыс. тонн, винограда - 639 тыс. тонн, производство мяса достигло 326 тыс. тонн, молока - более 1,4 млн. тонн. Промышленный выпуск вырос на 54,3 процента, достигнув 29,4 трлн. сумов.
На этом фоне дорожная инфраструктура объявлена одним из ключевых факторов дальнейшего развития области в 2025 году, когда, согласно документу, ожидается привлечение 1,85 млрд. долларов инвестиций и создание 20 тысяч новых рабочих мест.
Основные проекты
Документ включает семь крупных направлений дорожной модернизации.
В первую очередь, это реконструкция трассы A373 (участок 405-450 км). Наиболее затратным проектом станет реконструкция 45-километрового участка магистрали A373, который соединяет М39 с Гулистаном, Андижаном и Ошем. На этот проект выделено 174 млн. долларов. Дорога будет приведена к формату шестиполосной магистрали с цементобетонным покрытием.
Участок протяженностью 37 км трассы A377 «Самарканд-Айни» пройдет полную реконструкцию. На первый этап работ запланировано 97 млн. долларов.
На модернизацию мостовых сооружений региона выделено 7 млн. долларов, при этом работы будут вестись в соответствии со всеми современными строительными и дорожными нормативами.
Для реализации комплекса мероприятий по безопасности на участке международной дороги М39 предусматривается выделение 20 млн. долларов. На инженерные работы в зоне повышенного риска возникновения чрезвычайных ситуаций на перевале Тахтакарача выделено 10 млн. долларов.
На приобретение нового парка дорожной техники выделено 22,5 млн. долларов, из которых 2,5 млн. - в рамках первого и 20 млн. - в рамках второго этапов проекта.
На контроль качества, экспертизу и технический мониторинг проектов предусмотрено 34 млн. долларов.
Решением Кенгаша установлено, что кредит JICA будет привлечен под государственные гарантии. Министерство финансов Республики Узбекистан будет осуществлять погашение основного долга, процентов и комиссий, возникающих в ходе реализации проекта.
Проекты реализуются поэтапно, что позволит равномерно распределить финансовую нагрузку в течение нескольких лет.
Модернизация дорожной инфраструктуры, согласно документу, должна обеспечить улучшение качества автомобильных дорог регионального и международного значения, повысить транспортную безопасность и снизить затраты на логистику. Безусловно, реализация проекта улучшит инвестиционную привлекательность области, будет способствовать развитию промышленного, туристического и сельскохозяйственного потенциала Самарканда.
Принятое решение формирует основу для долгосрочного развития региона и отвечает задачам, поставленным в ходе социально-экономических реформ.
Насиба ПАЛВАНОВА.