Защитный ордер – спасает ли он от насилия?

В связи с пандемией коронавируса людям рекомендуют по возможности оставаться дома. Однако не для всех самоизоляция так безопасна, как хотелось бы - по всему миру начали фиксировать рост домашнего насилия. И наша область не стала исключением. Буквально за месяц с лишним 23 женщины пострадали от домашнего насилия, им был выдан защитный ордер.

 Мы взяли интервью у заместителя начальника управления профилактики правонарушений, начальника отдела по вопросам женщин УКД ОВД г. Самарканда  майора Дилоры Хотамовой, которая рассказала о правилах получения защитного ордера и истории женщин, пострадавших от домашнего насилия. 

- В группе риска сейчас находятся не только семьи, где ранее уже были зафиксированы случаи домашнего насилия, но и те, кто временно потерял заработок из-за пандемии. Это так?

- Домашнее насилие напрямую зависит от любых социальных напряжений, в том числе пандемии и безработицы. А когда люди, к тому же, находятся и в одном замкнутом пространстве на протяжении долгого времени, нарастание бытовых конфликтов и насилия неизбежно. Очень часто  наши женщины на протяжении долгого времени терпят насилие. Им еще в детстве заложили, что она должна быть хранительницей домашнего очага, что не должна уходить из семьи мужа и перечить ему и всем членам семьи. Поэтому прежде чем обратиться в правоохранительные органы, женщина либо доведена до морального истощения, когда уже нет сил терпеть унижения, либо делает это из больницы, куда попадает с многочисленными травмами. 

- В каких случаях и кем выдается защитный ордер?

- Защитный ордер выдается женщинам территориальным инспектором профилактики. В основном, это делается в том случае, когда женщина обращается с заявлением в правоохранительные органы. Поводом для выдачи ордера может стать и звонок соседей или очевидцев, которые вправе рассказать о насилии и скандалах в соседнем доме или квартире. В нашей области защитные ордера мы начали выдавать с марта. Всего было выдано 23 ордера. Среди пострадавших – восемь из г. Самарканда, а также женщины из Пастдаргомского, Джамбайского, Каттакурганского, Тайлякского и Самаркандского районов. Защитный ордер заполняется в трех экземплярах, один выдается пострадавшему, другой – агрессору, третий остается у инспектора профилактики. Ситуация находится под присмотром заместителя председателя махалли по вопросам женщин, которая должна следить за отношениями и постоянно находится в контакте с жертвой насилия. При необходимости обращаться за правовой помощью к инспектору профилактики. Защитный ордер выдается сроком на один месяц, а в случаях необходимости продлевается.

- Бытует мнение, что сотрудники органов внутренних дел выезжают только тогда, когда происходят уже более серьезные преступления - у них нет полномочий вмешиваться на ранних стадиях. Так ли это?

- У нас рассматривается каждое обращение. Но, повторюсь, женщины сами в силу своего менталитета не хотят писать заявления на своих родственников,   тем самым усугубляя ситуацию в семье. В таких ситуациях пострадавшим должна помогать семья. Родственники, знающие о ситуации домашнего насилия у их близких, не должны позволять им изолироваться – они должны быть все время в контакте. Внешняя поддержка очень важна.

- Каковы основные причины возникновения домашнего насилия в семье?

- Их много. К примеру, одна из обратившихся к нам молодая женщина, вышла замуж по любви. Ничто не предвещало беды, но однажды из-за ревности ее избил муж, и молодая женщина с многочисленными травмами попала в больницу. После выписки из больницы она обратилась с заявлением в правоохранительные органы, по данному факту возбуждено уголовное дело в отношении супруга женщины. Идет следствие. В другом случае, насилию подвергается мать, 70-летняя жительница махалли «Боги Темур», которая терпит издевательства со стороны собственной дочери, периодически выпивающей. Выдав ордер пожилой женщине, мы поместили в наркологический диспансер дочь. Сейчас женщина проходит лечение. Если ситуация будет повторяться в отношении дочери будет возбуждено уголовное дело.

Еще один орден был выдан 11-летней девочке, у которой мать уехала на заработки в Россию, оставив её под присмотром отчима, который был ранее судим за изнасилование. Как только мы узнали о конфликте в семье, мы вызвали мать с России. Сейчас ничто не угрожает девочке. Ситуация находится под контролем правоохранительных органов.

- Бывают ситуации, когда жизнь под одной крышей с насильником – невозможна. Что делается в таких случаях?

- Тогда мы помещаем пострадавших в отделения  республиканского центра реабилитации и адаптации (шелтер). Они есть в каждом районе области. Здесь квалифицированные специалисты оказывают им медицинскую, психологическую и правовую помощь.

Известно, что пострадавшие от домашнего насилия испытывают много психологических сложностей: это и «суицидальное положение», и беспомощность, и многое другое. С этим нужно очень долго работать, и из этого состояния нужно выходить. В конце концов, им просто нужна передышка, чтобы понять, где какой ресурс, как они могут его использовать, чтобы начать отдельно новую жизнь.

- Возвращаются ли женщины обратно в свои семьи? 

- Да, возвращаются, нельзя забывать, что у домашнего насилия есть еще такая фаза: «медовый месяц». Обычно после того, как человек применяет насилие, он бежит мириться. В этот период женщина, как в ловушку, может попасть обратно в эти нездоровые  отношения. У нас был случай, когда жительница махалли «Нафосат» г. Самарканда сначала уходила от побоев, но потом мирилась с мужем. После очередного избиения женщине, был выдан защитный ордер, но спустя месяц семья вновь восстановилась, но думаем, что для мужа это стало уроком.

 - Существует распространенный аргумент, что, мол, женщина сама провоцирует конфликт. Так ли это?

- Миф о провокации - один из самых распространенных. Но проблема домашнего насилия в том, что как бы хорошо потерпевшая себя ни вела, она все равно будет получать, потому что это выбор поведения ее насильника. Она может быть тише воды, ниже травы, но это совершенно ее не спасет, потому что «провокацией» может стать что угодно. Если человеку нужно найти повод, он обязательно его найдет. Помню одно из самых дурацких обоснований избиения, которое я когда-либо слышала от агрессора: жена сообщила, что у ребенка порвалась одежда и надо купить новую. Это стало поводом для скандала, с последующим рукоприкладством. Возможно, этот мужчина посчитал, что нести материальную ответственность за семью и детей должна жена.

В семье каждый должен идти на компромисс, только в этом случае возможно избежать проблем и насилия в семье.

 

                                                                                   Замира БАЛТАЕВА.

                                                                                                Фото автора.