"Возвращение" Сардора Нугманова

Как художник воспринимает проблемы окружающей среды, столь актуальные сегодня? Разнообразием представленных форм на этот вопрос отвечает выставка ташкентского художника Сардора Нугманова «Возвращение: живопись как дыхание времени», открывшаяся в арт-галерее «Чорсу».
Выставки Сардора Нугманова, судя по обилию репортажей в СМИ и отзывов посетителей, всегда имеют успех. Картины и инсталляции, сопровождающие станковую живопись, притягивают зрителя, особенно молодого. В Самарканде проходит уже третья персональная выставка художника, но сам проект довольно амбициозен: вернисажи Нугманов хочет организовать во всех областных центрах республики. Рекламная кампания в популярных соцсетях, особенно Инстаграм, не дает усомниться, что данный проект будет востребован у молодежи.
Перед самым началом торжественного открытия выставки, когда еще делались последние штрихи в экспозиционном пространстве, удалось пообщаться и с куратором выставки, одновременно являющейся мамой и главным поклонником творчества сына, Индирой Нугмановой, и с самим художником.
- Самарканд - удивительный город, который постоянно меняется, но остается прежним, - признается Индирахон Нугманова. - Наверное, и суть художника такова: он меняет свои направления и стили, но стержень, дух, остается неизменным. Работы моего сына отражают очень тонкие чувства человека, сопереживающего происходящему. Ведь мы должны жить не только сегодняшним днем, но думать о будущих поколениях, о том, какую землю оставим им. Жизнь сегодня слишком материалистичная, а восприятие красоты зависит не от обилия материальных благ, но от духовного богатства, которое немыслимо без любви к природе, к людям. Картины Сардора каждый человек воспринимает по-своему, видя что-то свое, близкое ему. Но, конечно, главную роль играет цвет, который у Сардора безупречен. Вот экспрессивная работа - «Огонь души». Она ярко-красная, полотно буквально полыхает, раскаляется. А ведь и душа так, когда переживает сильные эмоции. Энергетика от картины исходит мощная…
Вообще от картин Сардора исходит сильная энергетическая волна, которая может и обжигать, и обволакивать, погружая в неведомые глубины подсознания. И красные оттенки, безусловно, лидируют в данной экспозиции, хотя и холодная палитра не чужда художнику. Разглядывая работы, каждая из которых не просто игра цвета, а отражение, повторюсь, энергетических потоков, исходящих от мыслей и чувств, образ их автора представляется как несколько отстраненной от мира сего личности. Но личное общение с художником – уверенным в своих действиях, с дерзким взглядом и прагматичными суждениями при одновременной глубокой вере в Бога - не оставляет от образа и следа.
Что движет молодым творцом, мастерски владеющим ремеслом и уже умеющим сказать свое веское слово в искусстве на разных языках – от прекрасных пейзажей и глубоких инсталляций до монументальных работ? Ответа однозначно нет, но его может подсказать центральная инсталляция на выставке в виде черного куба с квадратными окнами. Заглядывая в них по мере вращения вокруг куба, можно увидеть арт-объекты: противогазы – символы грязного воздуха, стеклянный бочок с мутной водой, картины, отражающие состояние автора.
- Думаю, особенность моих работ заключается в сочетании национальных мотивов с глубокой концептуальной проработкой, - говорит Сардор. - Я стараюсь, чтобы каждая картина несла не только визуальное удовольствие, но и смысл, который можно раскрывать постепенно. Традиции - это неотъемлемая часть нашей идентичности. Узбекские орнаменты, архитектурные элементы, символика - все это для меня не просто эстетика, а живая история, которую хочется переосмысливать и передавать через искусство.
Через искусство С. Нугманов хочет просвещать зрителя, рассказав о проблемах экологии не только физического мира, но и духовного. Трудная задача, но пусть у него получится…
Анастасия ПАВЛЕНКО.
Фото автора.