Важное звено в управлении бизнесом
Кадровый вопрос является очень актуальной проблемой в обеспечении экономической безопасности и стабильности бизнеса. На предприятиях не хватает специалистов, в совершенстве знающих ту или иную область, а также руководителей, умеющих управлять людьми и обладающих лидерскими качествами.
К сожалению, высшее и профессиональное образование до сих пор не в состоянии обеспечить квалифицированными кадрами, способными работать с момента приема на работу. Выпускники учебных заведений не имеют практических навыков, у них отсутствует способность адаптировать полученные знания к требованиям бизнеса.
Реформы в сфере высшего и профессионального образования ускоряются, и 2023 год назван «Годом заботы о человеке и качественного образования». В то же время стоит сказать, что реформы в образовании не дадут результатов в короткие сроки, а кадры бизнесу нужны уже сегодня.
Бухгалтеры - самые необходимые специалисты для предприятий. Экономическая безопасность предприятия начинается, в первую очередь, с них. Сегодня квалифицированный бухгалтер должен вносить предложения руководителю предприятия по эффективному использованию финансовых ресурсов, правильному применению имеющихся в законодательстве налоговых льгот, экономии средств и ориентации на целевые разработки. Кроме того, налоговая база должна избегать чрезмерных убытков за счет правильного распределения, точного исчисления суммы налога и своевременной его уплаты.
При введении налога на добавленную стоимость правильное формирование ежемесячных расходов, учет налога на добавленную стоимость, уплаченного на предыдущих этапах, и уменьшение его суммы требуют от бухгалтерии глубоких знаний и необходимых навыков. Сегодня им необходимо следить за всеми нововведениями в налогообложении и способствовать развитию бизнеса, правильно применяя их в своей практике.
Где мы можем найти бухгалтеров, которые имеют достаточную квалификацию сегодня? На рынке труда главные бухгалтеры относятся к числу самых высокооплачиваемых и востребованных профессий. А значит, привлечь их сложно. А главный бухгалтер с хорошими условиями труда и окладом с меньшей вероятностью продолжит свою работу в другой сфере.
Будет правильно, если наши предприниматели станут работать над обучением и повышением квалификации уже работающих у них бухгалтеров. Эти сотрудники уже хорошо знают внутренний распорядок предприятия, привыкли к нему, наладив взаимодействие с коллективом. Повышая их потенциал, то есть знания и навыки, можно вывести бухгалтерский учет на новый качественный уровень, избежать случаев наложения штрафов при налоговых проверках. Кроме того, законодательство требует составления финансовой отчетности по международным стандартам, что могут сделать лишь немногие специалисты в нашем регионе.
Определение знаний и умений бухгалтеров при подборе персонала для наших предпринимателей дело непростое. В процессе найма спрашивают о предыдущих местах работы, уделяют внимание самопрезентации кандидата в ходе собеседования и все.
Отмечу, что в нашей стране, как и в мировой практике, действует система объективной оценки знаний и навыков бухгалтеров. В США, Евросоюзе и других развитых странах бухгалтеры постоянно работают над собой. Существует система повышения их знаний и навыков, на их компетентность указывают обладатели AССA, СРА, CIPA, CPA Uz, САР и ряда других подобных сертификатов.
Наряду с международными сертификатами, в Узбекистане в годы независимости была внедрена национальная система сертификации по оценке знаний и навыков бухгалтеров. В настоящее время это двухуровневый сертификат: «Сертифицированный практикующий бухгалтер», «Сертифицированный профессиональный бухгалтер».
Кандидат на получение сертификата первого уровня должен успешно сдать квалификационные экзамены по «Бухгалтерскому учету на основе национального законодательства», «Налогообложению», продемонстрировать компьютерную грамотность и подать заявление в профессиональную организацию Узбекистана (Федерация бухгалтеров Узбекистана, Национальная ассоциация бухгалтеров и аудиторов Узбекистана, Палата аудиторов Узбекистана) по заявлению кандидату выдается сертификат «Сертифицированный практикующий бухгалтер», признаваемый во всех регионах Узбекистана. Согласно регламенту, кандидат должен ежегодно доказывать, что он повышал свою квалификацию.
Кандидат на получение сертификата второго уровня «Сертифицированный профессиональный бухгалтер» должен иметь сертификат первого уровня, успешно сдать квалификационные экзамены по направлениям «Финансовый учет на основе международной финансовой отчетности», «Управленческий учет» и «Правовые основы предпринимательской деятельности», иметь высшее образование и обязательно иметь положительный опыт работы не менее двух лет. Согласно регламенту, кандидат также должен ежегодно доказывать, что он повышал свою квалификацию.
Каково значение этих сертификатов для предпринимателя? Во-первых, предприниматель уверен в знаниях и навыках обладателей сертификата. Поскольку курсы по квалификационным предметам ведут профессиональные дипломированные тренеры, экзамены проводятся в письменном виде и их принимают абсолютно сторонние люди, результаты экзаменов проверяют отдельные специалисты. То есть знания и навыки обладателя сертификата оцениваются объективно.
Во-вторых, при найме обладателя сертификата обсуждаются только зарплата и условия работы. Его знания уже объективно оценены.
В-третьих, обладатель сертификата, являясь членом профессиональной команды бухгалтеров, постоянно повышает свою квалификацию, этот процесс контролируется, в противном случае сертификат аннулируется.
В-четвертых, «Сертифицированный профессиональный бухгалтер» может составлять финансовую отчетность предприятия на уровне международных стандартов (МСФО). При этом предприниматель может легко сотрудничать с иностранными предпринимателями и банками и предоставлять финансовые отчеты, которые им понятны.
Система постоянного повышения квалификации бухгалтеров, объективной оценки их знаний и навыков внедрена в США, Японии, Великобритании, ЕС и многих других странах и служит развитию бизнеса.
В нашей области организованы вышеназванные курсы с целью повышения квалификации бухгалтеров, поднятия их до уровня востребованности предпринимателей, где они могут обучаться и сдавать квалификационные экзамены в Ташкенте два раза в год и получать сертификат. Национальные кадры в области бухгалтерского учета получат возможность внести значительный вклад в развитие предпринимательства с приобретенными знаниями и навыками.
Нозир ИБРАГИМОВ,
помощник хокима области
по вопросам развития местной промышленности,
доктор экономических наук,
член правления Федерации бухгалтеров Узбекистана,
“Международный практикующий бухгалтер – CAP”.