Специалисты по духовности в детских садах
- эту новость мы узнали в ходе семинара, инициированного городским отделом дошкольного образования. В нём приняли участие педагоги дошкольных учреждений и будущие специалисты духовности «Маънавият таргиботчиси».
На мероприятии педагоги и воспитатели старались найти ответы на вопросы: почему дети растут бездушными, злыми? Почему детские сказки о Золушке и Иване – царевиче не интересны современным детям? Почему им нравятся Смешарики, Лунтики, Покемоны? Почему игры в Бэтмена, Человека-паука занимают главное место в жизни современных мальчиков, а игры в военных, космонавтов, моряков ушли на второй план.
К сожалению, такие понятия как доброта, великодушие, отзывчивость в условиях современной культуры могут оказаться незнакомыми нашим детям. В этой связи остро ощущается необходимость специальной педагогической работы по формированию гуманных отношений ребенка к миру, бережного отношения ребенка к природной и социальной окружающей действительности. Для каждого человека важно жить в гармонии с окружающим миром, людьми, обществом, самим собой. И потому перед нами стоит задача - помочь духовному становлению наших детей.
- Мир стал агрессивен по отношению к ребенку, а индустрия детства, оказывает разрушительное влияние на психику малышей, их нравственность и духовный мир, - говорит методист Самаркандского городского отдела дошкольного образования Насиба Аскарова. - Стремительное развитие техники, убыстрение темпов жизни, социальные преобразования во всем мире, увеличение разнообразия контактов между людьми, все это предъявляет повышенные требования и к моральной зрелости, и к самостоятельности человека. В одночасье куда-то исчезли наши добрые игрушки, книги, мультфильмы, дорогие сердцу образы из мира детства, литературные и мультипликационные герои, на которых выросло не одно поколение. Все это говорит об актуальности нравственно-духовного воспитания подрастающего поколения.
Педагоги заметили, что воспитание малыша для родителей часто превращается в подготовку к учебе и реализации удачной профессиональной карьеры. А педагогический процесс, ориентированный на обучение в ущерб воспитанию, вытесняет из жизни дошкольника игру, доброе и живое общение со сверстниками и взрослыми.
Дошкольный возраст - время активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. Духовность - основополагающее условие для развития творческой инициативной личности. Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры.
Семинар завершился презентацией книги «Бахтли бола маънавияти» («Духовность счастливого ребенка»), которая послужит подспорьем для работы с детьми будущих пропагандистов духовности.
Замира ФАРХАДОВА.
Фото автора.