Сохраним ли мы дом, где жил и творил Павел Беньков?

Новость о том, что на территории дома, где жил и писал свои солнечные работы основоположник станковой живописи в Узбекистане Павел Беньков, вырыт глубокий котлован, взбудоражила всех. Что там предполагается строить нынешними владельцами дома, ответ дало областное управление культурного наследия. В настоящее время строительство временно приостановлено, однако вопросов по-прежнему очень много, как и опасений.

Итак, через социальные сети в редакцию поступила информация о непонятной стройке, которая ведется во дворе дома, находящегося по адресу: г. Самарканд, Бенькова, 13. Данный объект в числе других пяти домов по этой улице входит в Национальный перечень недвижимых объектов материального культурного наследия, утвержденный Постановлением Кабинета Министров от 4.10.2019 г. (№ 846).

Вместе с общественным инспектором областного управления культурного наследия Русланом Хаирнуровым, активистами инициативной группы «Сохраним Самарканд» Алисой Зиняевой и Уктамом Норбоевым мы выехали на место. По грузовикам «Ман» с наполненными грунтом кузовами, выезжавшим из открытых ворот указанного дома, стало понятно, что ситуация действительно требует незамедлительного вмешательства общественности. Тем более буквально на днях министр культуры Озодбек Назарбеков призвал всех узбекистанцев позаботиться о сохранении объектов культуры, так как сотрудникам не всегда удается уследить за всем. «И в настоящее время Минкульт формирует список по всем незаконным решениям, вынесенным в отношении объектов культурного наследия, то есть в каких областях и районах, на каких объектах были допущены ошибки», - сообщалось на сайте Daryo.uz.

При посещении дворика дома Бенькова выяснилось, что дворик, который часто фигурировал на пейзажах известного живописца, действительно исчез. На его месте вырыт котлован глубиной не менее четырех метров, работает экскаватор и каток, сотрясая стены окружающих домов.

Как потом напишет в официальном ответе и. о. начальника областного управления культурного наследия Б. Шайматов, котлован был вырыт на площади 216 квадратных метров без соответствующего заключения экспертизы из Департамента культурного наследия. О том, что вся проектная документация по новому строению должна была пройти научно-методический совет при указанном департаменте, собственник Е. Салахиддинова был уведомлен письмом №1236 от 18 декабря 2020 года. Отмечу, что тем же числом пакет документов собственника на 23 страницах с сопроводительным письмом № 1235 также был отправлен областным управлением в департамент.

К сегодняшнему дню ответа из Департамента культурного наследия по данному вопросу пока не поступало, однако строительство на территории охраняемого объекта было активно начато.

- Я родилась и выросла на этой улице, - говорит пенсионерка Тамара Татаренко. – Мы бывали в этом доме, знали живших здесь родственников Павла Бенькова, я видела запасники, которые здесь хранились в свое время. А сейчас что происходит? На каком основании здесь уже четыре дня ведутся все эти работы? Отступить от стен жилого дома на метр и вырыть котлован – разве это строительные нормы? Никакого согласования с нами, соседями, живущими здесь через стену, не было. Наши дома ходят ходуном из-за работы строительной техники, езды самосвалов. Они попортили нам водопровод, обрывают линии электропередач. И всё это как в порядке вещей. Никакого закона.

Согласно Закону Руз «Об охране и использовании объектов культурного наследия», собственник объекта материального культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта с учетом невосполнимости утраты объекта материального культурного наследия и его исторической, научной и культурной ценности. Владельцы (собственники) земельных участков, на которых расположены объекты материального культурного наследия, могут быть обременены условием сохранять данные объекты, а также иными обязательствами в соответствии с законодательством.

Были ли предупреждены новые владельцы исторического дома об этом? К сожалению, выйти на диалог с ними пока не получилось. На стройплощадке распоряжался бригадир, который пытался помешать проведению журналистской работы и осуществлению работы общественного инспектора управления культурного наследия. Впрочем, ситуация с домом Заслуженного деятеля искусств Узбекской ССР П. Бенькова не является на названной в честь него улице чем-то исключительным. К сожалению, вся улица подвергается изменениям, теряя исторический облик. Здесь построены совершенно не вписываемые в архитектурную стилистику конца XIX – начала XX века современные таунхаусы. И это на фоне приходящих в упадок домов, внесенных в охраняемый список культурного наследия, каким, например, является дом Шведова.

Вопрос о том, как важно сохранять исторический облик наших городов, включенных по своей историко-культурной ценности в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, поднимался не раз на самом высоком уровне. Также неоднократно повторялось, что любые проекты по строительству и благоустройству, запланированные на этих территориях, подлежат обязательному согласованию с Департаментом культурного наследия и Центром всемирного наследия ЮНЕСКО. Однако по-прежнему идут нарушения, а прокуратура пока не хочет этого замечать, будто ничего не происходит. Но ведь рушится история…

- Это исторический дом, - пишет искусствовед Гулжахон Темурова. - Заслуженный деятель искусств Узбекистана, художник Павел Петрович Беньков приехал в Самарканд в 1928 году и создал здесь лучшие свои произведения, которые хранятся в музеях не только Узбекистана, но и России  - Третьяковской галереи, Государственном музее Востока в Москве. Напомню, что именно в Самарканде был организован первый художественный техникум, основателем которого был Павел Петрович. Он воспитал первую плеяду национальных кадров, художников, которые стали знаменитыми в республике. Это - народные художники А. Абдуллаев и Ч. Ахмаров, заслуженные деятели искусств Узбекистана, художники Р. Тимуров и Г. Улько, а также самаркандские художники А. Разыков, супруги А. А. и А. В. Ларины. Этот дом посещали студенты Павла Петровича, а когда его не стало, там продолжала жить его ученица, Народный художник Узбекистана, Зинаида Михайловна Ковалевская. В детстве мы с отцом и мамой не раз бывали гостями в этом теплом и уютном доме, а двор был всегда великолепен, во все времена года, особенно весной. К сожалению, уровень невежества и вандализма зашкаливает. Руководству города и управлению культурного наследи области необходимо срочно принять меры по прекращению этого беспредела.

Пока строительные работы двухэтажного дома с подвалом во дворике Бенькова приостановлены. Как отметили в официальном ответе от управления культурного наследия, собственникам было вынесено предупреждение. Если они продолжат строить без заключения научно-методической совета Департамента, то последует соответствующее наказание. Что ж, мы тоже подождем это заключение…

А. ПАВЛЕНКО.

Фото автора.

НА СНИМКАХ: пейзажи П. Бенькова.