Солнечный Беньков и его ученики

В Государственном музее истории культуры Узбекистана при Самаркандском государственном музее-заповеднике открылась уникальная выставка «П. Беньков и его творческая школа», посвященная 145-летию со дня рождения заслуженного деятеля искусств Узбекистана Павла Петровича Бенькова. Выставку вполне можно назвать народной, общественной, потому что инициатива по ее проведению исходила от художников Самарканда и неравнодушных к истории искусства и культуры граждан.

Вернисаж представлен известными, но редко выставляемыми работами Павла Петровича и его учеников, последователей - З. Ковалевской, Ч. Ахмарова, Р. Тимурова, А. Абдуллаева, С. Абдуллаева, А. Розыкова, Р. Ахмедова.

Подобная выставка, в которой широко представлена единым целым творческая школа Бенькова, в Самарканде проводится впервые, - говорит заведующая отделом искусства Самаркандского государственного музея-заповедника, куратор выставки Сафура Рузимуротова. – Как известно, Павел Беньков приехал в нашу страну из Казани в 20-е годы прошлого столетия, а в 1931 году полностью переехал с семьей в Самарканд. Он уже был состоявшимся художником со своим особым почерком, за его плечами были Казанское художественное училище, Петербургская Академия художеств и Академия Жюльена в Париже. Он много писал портретов, работал с жанровыми сценами, создавал театральные декорации. Коллеги по живописному цеху называли его Тицианом за незаурядную колористическую одаренность. Однако приехав сначала в Бухару, а потом в Самарканд, в его работах главным героем становится солнечный свет. Природа Узбекистана, искренность его народа, многовековая история и культура ярко отражены в творчестве художника. Этим особым видением красоты окружающего мира будет отличаться и творчество его учеников, с гордостью называвших себя «беньковцами».

С 1930 по 1949 годы Павел Петрович руководил Самаркандским художественным училищем, которое стало настоящей кузницей не просто профессиональных художников, а мастеров кисти, чувствующих свет и цвет пространства, умеющих запечатлеть их на холсте. Учениками П. Бенькова были известные живописцы Узбекистана: будущие народные художники Лутфулла Абдуллаев, Чингиз Ахмаров и Зинаида Ковалевская, заслуженный деятель искусств Абдулхак Абдуллаев, художники Рашид Тимуров, Ашраф Разыков и другие. У каждого из них выработался свой стиль, но и сейчас, переходя от картины к картине на представленной выставке, можно уловить «взгляд Бенькова», этот безмолвный трепет кисти, особую лирику в композиции, жесте и, конечно, умении гармонично передать внутреннее состояние образа.

 Об этом говорили в своих приветственных речах заместитель директора музея М. Самибаев, кандидат искусствоведения Х. Джураев, председатель областного отделения Союза художников Узбекистана А.Исоев и другие.

В этот же день в музее прошла республиканская научно-практическая конференция, в которой приняли участие преподаватели вузов и искусствоведы, художники и журналисты. На этом своеобразном форуме, который прошел без лишнего пафоса, но очень интересно, насыщенно рассказывали об этапах биографии и творчества П. Бенькова, тех изменениях в изобразительном искусстве, которые произошли за период его деятельности, о его педагогическом мастерстве в обучении молодых художников. Некоторые из докладов обязательно будут напечатаны в нашей газете.

Прозвучали и предложения о сохранении памяти заслуженного деятеля искусств Узбекистана П. Бенькова. К примеру, о необходимости установить барельеф художника на стене дома, в котором он жил и работал, создании в Самарканде Аллеи художников его имени, размещении мемориальной доски на бывшем художественном училище и другие.

В настоящее время мы активно готовим каталог данной выставки, в которой будут опубликованы доклады и презентации, представленные на конференции, - отметил ассистент куратора выставки, директор музея современного искусства «Рухсор» Нормурод Негматов. – Предложения, прозвучавшие на конференции, будут оформлены в письмо и направлены в хокимият области, Министерство культуры, Академию художеств. Надеемся, что нас услышат. Будущие поколения самаркандцев и не только должны помнить свою историю, быть широко образованными и продолжать поддерживать многообразие культур, свойственное нашему городу, стране, народу.

Анастасия ПАВЛЕНКО.

Фото автора.