Android qurilmalar uchun Zarnews.uz mobil ilovasi. Yuklab olish x

Пусть не иссякнут истоки

Известный потомственный гончар, внук усто Умара Джуракулова -Илхомжон Вохиди, будучи в США, в 2003 году направил Генеральному секретарю ООН Кофи Аннану скульптурную композицию.

Мастеру по художественной керамике И. Вохиди удалось показать собирательный образ терроризма в виде дракона. Чудовище впивалось когтями в нежное тело планеты и готово было рвать и терзать все живое. Однако оно само перехвачено и сдавлено мощной рукой - коллективным отпором. Руки, поддерживающие глобус (земной шар), персонифицируют наследие отцов, общественные, государственные, международные институты, стоящие на защите мира и жизни. На постаменте шестиконечная звезда - атрибут зороастризма. Напомню, что главная мысль священной книги зороастризма - «Авесты» - борьба добра со злом. Ниже приведен эпиграф автора, раскрывающий его мировоззрение и звучащий как назидание живым и грядущим поколениям: «Умирая, человек забирает все плохое с собой, чтобы на Земле осталось только хорошее».

Илхомжон Вохиди получил ответное письмо, подписанное Джонсоном Бритоном, руководителем одного из подразделений ООН. В нем, в частности, есть такие строки: «Позвольте мне выразить благодарность за Ваше великодушие. За то, что Вы послали нам глазурованный керамический подсвечник, символизирующий победу человечества над международным терроризмом». Отмечу, что Илхомжон Вохиди оставил право выбора руководству ООН в использовании скульптурной композиции в качестве международного приза, медали или премии за выдающийся вклад в борьбе с терроризмом.

Илхомжон Вохиди считает направленный дар в ООН главной работой своей жизни, а с чего начался путь мастера?

Еще в юношеские годы у него пробудился интерес к гончарному делу. В 15 лет он уже был учеником у своего знаменитого деда - Умара Джуракулова, Народного мастера Узбекистана. По совету  деда и одного из его учеников - Заслуженного деятеля искусств Узбекистана Абдурахима Мухтарова,  начал работать с мелкой пластикой – лепить фигуры людей, животных.

После окончания средней школы № 10 в 1969 году поступил в пищевой техникум города Самарканда, отслужил срочную военную службу. Немного проработав на хлебопекарном заводе, понял, что это не его призвание. Его тянуло к гончарному ремеслу. Возможно, это был зов предков, ведь он принадлежал к династии самаркандских гончаров, которой более 400 лет…

Взявшись за глину, Илхомжон уже не мог остановиться, тем более вокруг были маститые усто, а изделиями восхищались знатоки керамики, закупали туристы. С 1980 года он стал участвовать в республиканских и международных выставках, а в 1983 году молодого талантливого керамиста приняли в члены Союза художников СССР.

Спрашиваю сегодня Илхомжона Вохиди, как по-вашему, гончарное дело ремесло или искусство?

Усто отвечает: «И то, и другое. Это солидный физический труд, и в то же время – творчество, в котором можно бесконечно самовыражаться и отражать время. Гончар - тоже художник. У него такие же наблюдательность, богатое творческое воображение, вкус, чувство красоты».

- В Самарканде, - продолжает Илхомжон Вохиди, - создана уникальная школа гончарного искусства, у истоков которой стоял мой дед, усто Умар Джуракулов. Однако эта школа в нынешнее время распалась. В трудные годы становления независимого государства, когда число туристов резко сократилось, спрос на наши изделия упал. Многие гончары, бросив свое дело, подались в трудовую миграцию. Сейчас в Самарканде остались мастера, ученики деда: академики Худойберды Хакбердиев и Азим Шарипов, Народный мастер Узбекистана Холмамат Исматуллаев. Их работа - тлеющий огонь школы моего деда. Мы делаем все, чтобы огонь не потух. К счастью, государством приняты указы и постановления по развитию ремесленничества в Узбекистане, которые вселяют надежду на лучшее.

Сегодня Илхомжон Вохиди имеет мастерскую, которая расположена в медресе Мирзо Улугбека на Регистане. До пандемии ученики из рядом расположенной школы №2 регулярно посещали мастерскую. Сейчас обучение не такое регулярное, но вскоре все возобновится.

У потомственного гончара И. Вохиди много замыслов и творческих планов и одно из желаний - возродить гончарную школу своего деда - Усто Умара Джуракулова.

Уктам ИБРАГИМ.