Самаркандская прописка японских кукол
Когда появилось искусство амигуруми, никто не может сказать. В 70-х гг. прошлого столетия эта удивительная техника вязания стала популярной. В тот период на DVD-дисках вышел мультфильм Hello Kitty. Девочка Китти и ее сестра Мими рассказывали с экрана телевизора жизненные истории. Серия японских аниме-сериалов покорила страну. Влюбленные в главную героиню японцы стали приобретать различные материалы для хобби, в том числе и для вязания, и пытаться самостоятельно изготавливать фигурку полюбившегося персонажа. Со временем, благодаря глобальной сети Интернет, люди во многих странах узнали об этом виде искусства. Ознакомилась с ней и жительница махалли «Зарафшон» Тайлякского района Мунисахон Шамсиева.
Куклы, не похожие друг на друга
Вот уже более шести лет она занимается этим уникальным творчеством, изготавливая различные куклы и животных.
- Одной из важных особенностей кукол, которые я делаю, является то, что ее части - ноги, руки, туловище, уши, и т. д., вяжутся отдельно, бесшовным методом по кругу, - говорит Мунисахон. – Крючки подбираются в зависимости от типа и толщины пряжи. Вязание должно быть тугим, чтобы наполнитель не просвечивал сквозь столбики. Набиваю куклы синтепоном. Обращаю внимание на глаза, смотрю, что больше подходит – готовые бусины или нарисованные на ткани. Затем думаю над прической. Волосы делаю либо из нити, либо из готовой пряжи, похожей на настоящие локоны. Далее приготовленные объемные части сшиваю между собой при помощи толстых ниток или шарнирных элементов. Последнее обеспечивает подвижность ног, рук, головы.
Игрушки из-под рук М. Шамсиевой не похожи друг на друга: одна романтичная, другая – веселая, третья – озорная. Словом, у каждой свое выражение лица, своя душа. Для их декорирования мастерица использует такие изделия, как ленточки, бусинки, пуговки, кусочки цветной ткани и т. д.
- Вязание кукол крючком занимает почти весь день, - продолжает Мунисахон. - На изготовление одной небольшой куклы уходит два с половиной, иногда три дня.
Бывает, мастерица долго продумывает цветовые решения, украшения, сочетание материалов. Поэтому от нее требуются усидчивость, ловкость пальцев, фантазия и терпение. За короткий промежуток времени человек не приобретает все эти качества. Когда Мунисахон начинала заниматься этим делом, не могла изготовить куклу так быстро и красиво, как сегодня.
«Общаемся до сих пор»
- Так получилось, что несколько лет назад я поехала в Турцию на заработки, - продолжает М. Шамсиева. - Ухаживала за старушкой и в свободное время занималась вязанием различной одежды, схемы которых находила в Интернете. Видя мой интерес к этому делу, дочка хозяйки привела с собой женщину по имени Нозмиш - мастерицу по изготовлению кукл амигуруми. Она ознакомила меня с основными методами изготовления кукол, особенно, как делаются пальчики и лицо. Кстати, Нозмиш известная мастерица в Стамбуле, вместе с супругом она имеет учебный центр по изготовлению детских игрушек.
Вернувшись домой, она расширила свои знания в этой области через Интернет и занималась вязанием кукол, которые на сегодняшний день пользуются большим спросом. Мунисахон и сейчас общается через Интернет с Нозмиш, а еще с одной женщиной из России - Розой, с которой обменивается идеями.
Реализация не проблема
Наша героиня является членом ассоциации «Хунарманд». Недавно она со своими уникальными куклами приняла участие во втором Международном фестивале ремесел, прошедшем в г. Коканде, где собрались более тысячи мастеров прикладного искусства из 70 стран мира. На организованной выставке-продаже на площади Урда, наряду с изделиями местных и зарубежных ремесленников, место заняли и ее куклы, которые раскупались не только соотечественниками, но и гостями из-за рубежа. Теперь японские куклы из Тайляка хранятся в фондах частных коллекций и музеев многих стран.
- Сейчас мне нет необходимости куда-то уезжать на заработки, хотя на моем попечении мать и две дочери, - продолжает М. Шамсиева. – Я помню то время, когда однажды отец отвез меня на последние деньги в Ургут, чтобы я продала вязаные детские носки, а сам уехал по делам. У меня не было ни копейки, но за несколько часов я на базаре продала все 67 пар и вернулась домой с продуктами питания. Со временем стала заниматься куклами и дела пошли в гору. Сейчас у меня много заказов, готовые вещи забирают прямо из дома. На международной выставке в Самарканде руководители ассоциации «Хунарманд» просили даже попридержать куклы до ее окончания, так как было очень много желающих приобрести их.
Игрушки должны быть добрыми
Куклы Мунисахон Шамсиевой отличаются абсолютной безопасностью для детей. Они прочные, не рвутся, их можно многократно стирать.
- Однажды ко мне обратился мужчина из нашего района, - продолжает она, – он рассказал такую историю. Когда он спал, двухлетняя дочь ударила его по голове своей пластмассовой куклой. «Из моих глаз посыпались искры от боли, - вспоминал он, - но ребенок-то не виноват». Так он заменил пластмассовую куклу моей вязаной. Безопасны и материалы - гелевый стрежень внутри куклы, пряжа. Я стараюсь делать лица кукол добрыми, чтобы у детей были хорошие воспоминания о детстве. А то у нас сейчас иногда в магазинах встречаешь такое, что не по себе становится – страшные мультяшные герои с острыми зубами, вытаращенными глазами, пиратские шляпы с изображением черепа и т.д. Кого хотят воспитать эти производители товаров для детей?
Учеников не много
У Мунисахон Шамсиевой есть и ученики. Их, правда, немного, так как это искусство требует большого терпения и многие девушки со временем бросают занятия.
- Но есть и такие, которые научились все-таки у меня делать куклы и неплохо зарабатывают, - говорит Мунисахон. - Например, одна пенсионерка, женщина шестидесяти лет, стала у меня учиться. Сейчас, по ее словам, она каждый месяц имеет от кукол около двух-трех миллионов дохода.
Заниматься таким ремеслом некоторым женщинам мешают предрассудки. Однажды, когда Мунисахон предложила сельчанке научить ее вязанию кукол, та отказалась, сказав, что это дело инвалидов. К сожалению, в селе есть такие женщины, которые не понимают, что зарабатывать своим трудом на жизнь – это лучше, чем все время просить деньги у мужа. «Инвалид – твое сознание», - говорит таким женщинам М. Шамсиева.
«Пусть сначала окончит школу»
- У меня две дочери – Гульсанам и Мадинабону, - отвечает Мунисахон на вопрос, о чем она мечтает. - Я мечтаю, чтобы они стали хорошими людьми, нашли свое место в жизни, свое счастье, получили хорошее образование. Старшая дочь, хотя и вяжет прекрасно куклы, больше интересуется историей и хочет поступить в вуз. А младшая очень любит вязать куклы, хочет совершенствоваться в этом деле, но я намеренно «охлаждаю» ее. А то иногда она просит меня разрешить не ходить в школу, чтобы делать куклы. Я, конечно, не разрешаю. Пусть сначала окончит школу на хорошие оценки, а там видно будет...
Шухрат АНОРОВ.
Фото автора.