Самарканд Ильгиза Фазулзянова: бриллиант, украшенный камнями

Международный культурно-просветительский проект «Люди Самаркандианы» прирастает новыми интересными личностями. Вдохновившись урбанистическим и художественным наследием Самарканда, они создают блистательные произведения, делятся своими открытиями, опытом и переживаниями на тему древнего города. Наш сегодняшний собеседник титулованный российский художник, дизайнер и ювелир Ильгиз ФАЗУЛЗЯНОВ рассказывает о своем творчестве, традициях и инновациях, природе креативности и силе воздействия притягательной красоты Самарканда на генерацию новых идей и эстетические преобразования.

– Не могли бы Вы представить нашим читателям свою ювелирную коллекцию «Самарканд»?

– Эта коллекция родилась из моих впечатлений и настроения после увиденного, а также моего эстетического ощущения, внутреннего состояния и опыта переживания. Конечно, здесь многое определили для меня архитектурные памятники Самарканда. Получилась полноценная коллекция из 70 самых разнообразных арт-работ. В каждой коллекции так или иначе представлены элементы и образы архитектурных сооружений. Обычно ювелиры свои изделия не посвящают архитектурным объектам. Но у меня даже знаменитая обсерватория Улугбека получила свое ювелирное преломление в изготовленном мной кольце. Признаюсь, я испытал большую профессиональную гордость, работая над этим изделием, понимая ценность и отдавая уважение всемирно известным астрономам и математикам Самарканда.

– Как долго Вы создавали коллекцию «Самарканд»?

– Должен сказать, что временной промежуток по изготовлению самаркандской серии украшений был весьма коротким. По существу, он занял у меня четыре месяца - с мая по август 2018 года. Я делал эти работы на одном дыхании. Уже в сентябре 2018 года состоялась публичная презентация моей новой коллекции.

– Как возникла идея ее создания? Почему Вы выбрали для нее такое название?

– Все началось с посещения Самарканда. Я стараюсь после каждого своего путешествия, создавать какое-то произведение об увиденном месте. Но обычно бывает одна, две работы. Здесь же, после посещения Самарканда, сразу 70! Было столько впечатлений, что хотелось каждое из них сохранить и зафиксировать в эстетическом образе именно ювелирных произведений. Но здесь, скорее, важен не взгляд ювелира как такового, но художника. Вообще, я себя воспринимаю больше художником, чем ювелиром. Просто я создаю художественные композиции не на холсте, а на другом материале – металле и камнях. Меня как мастера впечатлила, прежде всего, необычная архитектура и потрясающее сочетание красок, особенно в облицовке исторических мечетей. Разве может такое буйство цвета и изысканность орнамента оставить художника равнодушным? Неслучайно художники Узбекистана, те, кто напрямую и ежедневно соприкасается с потрясающей красотой исторических и архитектурных ландшафтов, узнаваемо отличаются от художников других регионов. Цвета, полутона и изысканная геометрия форм узбекистанских мастеров передают небесную красоту ярких изразцов декора архитектурных сооружений и палитру разнообразных орнаментов глазурованной керамики. Ведь каждому художнику хочется сохранить то, что увидено и пережито. Кто-то это делает в картинах, кто-то в скульптуре, я же – в своих ювелирных изделиях. Хотя, по существу, образцы ювелирного искусства в артефактах самаркандских музеев и ремесленных мастерских мне не повстречались. И я не был знаком с ювелирными традициями знаменитого исторического города. Поэтому мое внимание во время пребывания в Самарканде было обращено, прежде всего, на цветовые и орнаментальные композиции.

– Поездка в Самарканд в мае 2018 года была у Вас первой?

– Да, первой и пока единственной.

– С каким орнаментом, техникой, цветом, камнем, формой и, возможно, запахом ассоциируется у Вас, как художника и ювелира, Самарканд?

– В отличие от предыдущей коллекции, для которой была выбрана одна техника, «Самарканд» объединил в себе многие – от клуазоне и шамплеве до витражной и живописной эмали. Как художник, я его однозначно связываю с лазурным цветом и запахом миндаля.

– Созданная Вами коллекция – это итог Вашего художественного видения древнего города или планируется продолжить данную тему?

– Думаю, это не совсем завершение. Скорее, некая пауза. Ведь у меня сохранилось много эскизов, к которым можно будет вернуться. Я надеюсь, что мне снова удастся побывать в Самарканде и вернуться к материалам коллекции, но уже с новым прочтением того, что я уже сделал. 

– Пользуясь случаем, приглашаю Вас в Самарканд, жители которого всегда будут рады с Вами встретиться, и где сможете представить Вашу замечательную коллекцию, посвященную историческому городу, а также новые работы. 

– Спасибо огромное за приглашение!

– Какие пожелания Вы хотели бы адресовать жителям Самарканда и Узбекистана?

– Могу пожелать только одно и, наверное, самое главное – беречь его непревзойденные художественные творения. Случается, когда живешь рядом с этой исторической красотой, быстро привыкаешь к тому, что тебя окружает. Важно, чтобы самаркандцы понимали и ценили великое наследие своих предков, ставшего достоянием человечества.

– Благодарим Вас, Ильгиз, за интересную беседу!

Анатолий ИОНЕСОВ,

автор энциклопедического

проекта «Самаркандиана».

 

 

Для справки

Ильгиз Фаритович Фазулзянов – российский художник, дизайнер, арт-проектировщик, основатель бренда Ilgiz F. Его называют ювелирным гением современности, «Королем эмали», «Самородком», «Чемпионом чемпионов».

Родился в 1968 году в городе Зеленодольске (Республика Татарстан, Россия). В 1990 году окончил художественное училище с дипломом дизайнера-проектировщика. Основал в Казани мастерскую по изготовлению витражей и росписи по шелку. В 1992 открыл свою первую ювелирную мастерскую. С 2012 года компания Ilgiz F. представлена в Париже, Женеве, Токио и Нью-Йорке. Ни одна коллекция Ильгиза, представленная в разных городах и странах, не повторяется. Однако особый художественный стиль и узнаваемый почерк остаются неизменными. Работая с драгоценными материалами и горячей эмалью, мастер использует свои уникальные авторские техники. Он один из немногих в мире художников, кто виртуозно владеет самыми разными техниками горячей ювелирной эмали. Его эксклюзивные авторские украшения ручной работы не выпускаются для массового потребителя. Его произведения выставляют на торги аукционные дома Christie’s и Bonhams, они признавались лучшими на одной из ведущих мировых ювелирных выставок – Hong Kong International Jewellery Fair. Работы мастера из золота, эмали и цветных драгоценных камней представлены в коллекциях музеев Московского Кремля и Алмазного фонда России…

Ильгиз Фазулзянов – победитель множества самых престижных выставок ювелирного искусства в России и за рубежом. В наградной коллекции художника уже несколько десятков дипломов и профессиональных премий, включая первую премию международного конкурса ювелиров мусульманских стран. За свои коллекции Ильгиз Фазулзянов был дважды удостоен ювелирного «Оскара» – Гран-при международного конкурса мирового ювелирного дизайна International Jewellery Design Excellence Award.

В прошлом году по случаю тридцатилетия своей творческой деятельности художник создал новую коллекцию «На вершине» из 30 работ и выпустил одноименную красочно иллюстрированную автобиографическую книгу-альбом: «Я не мог даже представить, что свой творческий путь длиной в 30 лет смогу изобразить в произведениях, в которых за основу взяты горы, разбросанные по всему миру. Мной проложен уникальный путь, это не туристический маршрут, вы не найдете его ни на одной карте мира, ни в одном учебном пособии, это путь, который проложен одержимостью, творческой фантазией и внутренним осознанием реальности».

Ильгиз Фазулзянов живет и работает в Москве. Там же находится его галерея ювелирного искусства Ilgiz F. Gallery.