Роланд Баумгартнер: «Самарканд – место, где всегда звучит и слышится гармония мира»

Сегодня в гостях у энциклопедического проекта «Самаркандиана» – известный австрийский композитор и дирижер Роланд Баумгартнер (Roland Baumgartner), ставший автором музыки к советско-германско-чехословацкому художественному фильму-балету «Али-Баба и сорок разбойников» (Ali Baba and the 40 Thieves, 1990) советского и грузинского режиссера Заала Абесаломовича Какабадзе (1935-2012), зачинателя жанра кино-балета в грузинском кинематографе. Сразу отметим, что в этой киноверсии балета, съемки которой проходили в Самарканде, снималось немало именитых артистов из разных стран: английский певец, «король романса» Энгельберт Хампердинк; звезды балета Михаил Лавровский, Илзе Лиепа (СССР), Мания Барредо (Филиппины), Маргот Вернер (Австрия) и другие. Роланд Баумгартнер стал первым композитором западного мира, сумевшим создать совместное музыкальное произведение двух противоборствующих в то время держав - СССР и США - с участием солистов балета Атланты и Большого театра. «Музыка – для композитора – единственный язык, который все понимают, но никто никого не обижает». Высокобюджетная лента «Али Баба», спонсированная компанией Coca-Cola, была отмечена призами на ряде кинофестивалей.

– Господин Баумгартнер, прежде всего, хочу поблагодарить Вас за участие в нашей культурно-просветительской программе «Лица Самаркандианы». Поскольку Вы бывали в Самарканде и фильм-балет по мотивам восточных сказок «Али-Баба и сорок разбойников», к которому Вы написали музыку, отмечен на страницах «Энциклопедии зарубежной Самаркандианы», хотел бы попросить Вас ответить на несколько вопросов. Начну, пожалуй, с того, как Вы написали музыку к этому фильму и композицию «Спой песню о любви» (Sing a Song about Love)? Что вдохновило Вас на создание этого музыкального произведения?

– Я прилетел в Ташкент во время подготовки к съемкам замечательного фильма-балета «Али-Баба» и посетил вашу страну, в том числе исторические города Самарканд и Бухару. Они вдохновили меня на написание музыки к фильму. Я также познакомился с главным редактором Узбекского радио, мама которого рассказала мне несколько интересных историй о прошлом Узбекистана.

– Какие у Вас остались воспоминания о съемках этого фильма в Самарканде?

– Это была великолепная сцена, а огромный ковер, расстеленный для танцевального действа, представлял собой очень впечатляющее зрелище. Сам я присутствовал на съемках в Узбекистане совсем недолго.

– Следите ли Вы за историей своей музыки к этому фильму? Были ли какие-нибудь записи, компакт-диски, концертные выступления? Исполняли ли песню Sing a Song of Love другие певцы?

– Конечно, у меня есть запись всего фильма, который показывали по многим телеканалам Европы, а также видеоклип Энгельберта Хампердинка с этой песней. На концертах песню Sing a Song of Love исполняли разные певцы и музыканты. Хотя, насколько мне известно, записи ее не существует.

– Ваши впечатления от пребывания в Узбекистане? Ваше видение Самарканда и его многовековой культуры?

– У меня уже тогда сложилось прекрасное впечатление об Узбекистане, так как люди, с которыми я общался, были очень гостеприимны, и я хорошо помню вкусную еду, а Самарканд – это совершенно особенное место, где великолепная архитектура в полной мере воплощает замечательную культуру вашей страны. Как Вы знаете, я был там, когда мы снимали большой фильм-балет «Али-баба», к которому я написал музыку. Мы работали над фильмом с Энгельбертом Хампердинком, и в моей библиотеке до сих пор есть эта песня и оригинальное видео, которые очень хорошо передают местный городской колорит через прекрасные костюмы, танцы, а также голос знаменитого  певца.

– Что означает для Вас культура мира?

– Я придумал термин «Братство Наций». Я всегда старался донести это послание через свою музыку, потому что музыка – это язык, на котором говорят все, но никто никого не обижает. Я думаю, что для каждого важно обрести внутренний покой и счастье. Без зависти, жадности и неудовлетворенности нет необходимости в драках как в малых формах вражды, так и в больших столкновениях - войнах. Поэтому наш долг – принимать ответственные решения, в соответствии с тем, во что мы верим, кому доверяем и как относимся друг к другу. Наша жизнь подобна оркестру. Все играют на разных инструментах, непохожие мелодии, в различном темпе, но каждый и все вместе стараются изо всех сил создать самый замечательный концерт, который мы слышим, как единую, хотя и многосоставную гармонию. Таким образом, культура мира – это уважение, а не жадность, это свобода, а не зависть, это надежда, а не страх, это будущее каждого, а не застывшее прошлое. Своим вопросом вы затронули очень важную, но объемную тему. Об этом можно было бы написать целую книгу.

– Ваши пожелания жителям Самарканда и всего Узбекистана?

– Я желаю, чтобы народ Узбекистана сохранил свой чудесный город под чарующим названием Самарканд, чтобы этот воистину величественный памятник культуры стал еще более известным во всем мире и на все времена. Я также надеюсь, что однажды у меня будет возможность снова приехать в Узбекистан для участия в новой музыкальной постановке. А для вашего проекта «Самаркандиана» я подписал фотографии и отправил копию написанной мной от руки партитуры музыки к фильму «Али Баба». Примите мои добрые пожелания! Всего вам наилучшего!

– Еще раз благодарим Вас, маэстро Баумгартнер, за участие в нашем проекте и ответы на вопросы. Будем рады встрече с Вами в Самарканде.

Анатолий ИОНЕСОВ,

руководитель НПЦ «Человек. Культура. Мир» (SIUT),

автор энциклопедического проекта «Самаркандиана».

Фото из архива Роланда Баумгартнера.

Для справки

Роланд Баумгартнер родился 18 февраля 1955 года в Санкт-Пёльтене (Австрия). Уже в возрасте пяти лет он начал свое музыкальное образование под руководством известных австрийских музыкантов. Позже изучал музыкальную композицию, игру на фортепиано и трубе в Венской консерватории. В 21 год стал самым молодым директором Зальцбургской музыкальной школы (Salzburger Musikschulwerk) с момента ее основания. В 1979 году отправился в США, где изучал музыкальную композицию у Леонарда Бернстайна. Дирижировал такими известными оркестрами, как Чехословацкий филармонический оркестр, Симфонический оркестр Северогерманского радио, Филадельфийский филармонический оркестр, Венский фестивальный оркестр, Симфонический оркестр Большого театра…

За свою карьеру написал множество пьес, опер, мюзиклов и симфонических произведений, в которых попытался отразить многообразие мира в разнообразии музыки. В их числе масштабное оркестровое произведение Missa Pacis, премьера которого состоялась в Филадельфии по случаю 200-летия Конституции США; оркестровая сюита «Мария Терезия», большой фортепианный концерт «Собор Парижской Богоматери», концерт для скрипки с оркестром «Небеса над нами», симфония «Рассвет», написанная для Китая, две мессы в Ватикане и многое другое. Одним из его самых успешных симфонических произведений является «Глобальная симфония» (Symphonia Globalis). По случаю 100-летнего юбилея Голливуда композитор создал «Голливудскую симфонию» для большого оркестра и хора. Основатель и художественный руководитель Романтического театра (Romantik-Theater) в Унтермаркерсдорфе. Автор музыки к более 100 фильмам. За свои творческие достижения отмечен многими профессиональными наградами.