Путь длиною в 50 лет
В жизни школы, особенно в последнее время, всё меняется: руководство, принципы, правила. Остаётся лишь понятие “учитель от Бога“. С одной из таких учителей - Алиной Карагодиной я познакомилась в общеобразовательной школе № 35 города Самарканда.
Полвека назад Алина Ивановна начала свою деятельность с азов педагогической сферы - пионервожатой в школе № 3 города Каттакургана. Проработав много лет в системе образования, набралась опыта, руководила школой № 7. Сейчас, имея за спиной 50 лет стажа, Алина Карагодина работает учителем русского языка и литературы.
- Я всегда знала, что буду учителем, - говорит Алина Ивановна. - Эта профессия нелёгкая, но я не могу вспомнить, ни одного сложного дня. Видя чистые глаза детей, хочется жить и работать. Я не согласна с тем, когда говорят что современные дети сложные. Нет. Главные качества учителя - это терпение и терпимость. Все дети, все люди разные, с некоторыми сложно, но задача педагога - найти в любом ребенке такие качества, которые вызовут к нему симпатию. Не бывает злых, бывают озлобленные обстоятельствами, жизнью, воспитанием, другими людьми, но ведь все рождаются добрыми. Если учитель говорит: этот ребенок не обучаем, с ним невозможно справиться - можно ставить крест на призвании учителя. Конечно, жизнь меняется, дети стали целеустремленнее, знают, чего хотят, и это хорошо, они добьются большего. Но дети во все времена остаются детьми. Главное найти к ним правильный путь. Вот недавно, подошла ко мне моя ученица и говорит, Алина Ивановна, можно я вас заберу домой бабушкой? Вот это признание. Вот это и есть стимул.
Сама жизнь преподавала Алине Ивановне уроки. Встречались люди, которые наставлениями и собственными примерами помогали ей стать учителем.
- У моей дочери была учительница - Елена Черносова, она фронтовик, - вспоминает моя собеседница. - Пальцы рук у неё всегда были согнутыми. Как-то, Елена Ивановна немного рассказала о своей жизни. И я решилась спросить причину согнутых пальцев. Она ответила, что всю войну провела за рулём машины, возила снаряды на линию фронта. Призналась, что я всего второй человек, которому она это рассказала. После войны, окончив педагогическое училище, она работала в школе. Детям давала прочные знания. Она, имеющая ордена, но всегда остающаяся скромным человеком, до сих пор служит для меня примером.
Нынешние реформы в сфере заставляют педагогов по-новому взглянуть на свою деятельность, родителей - пересмотреть своё отношение к учителю. А у Алины Ивановны нет строгих правил в работе - она чувствует её. Даже просто здороваясь с коллегами или учениками, Алина Ивановна обращается к ним ласково - здравствуй, Азизочка. Во время нашей беседы, речь зашла о том, что какое-то время назад многие люди предпочли эмигрировать из страны. Алина Иванова же улыбаясь, говорит: “как же я уеду, здесь же мои дети“.
На уроках у Алины Ивановны не скучно. Русский язык и литературу она преподаёт в старших классах. Новый материал помогает усваивать через игру или наглядными пособиями. Её секрет преподавания прост - она не просто учит правилам грамматики, а даёт детям возможность размышлять, думать.
Юлдуз ХАЙДАРОВА.
Фото автора.