Android qurilmalar uchun Zarnews.uz mobil ilovasi. Yuklab olish x

«Переулки Самарканда» в Самаре

39 дней в Мраморном зале Самарского областного художественного музея проходила юбилейная ретроспективная выставка замечательного самарского живописца Геннадия Васильевича Тибушкина, посвящённая 80-летию художника.

Автор назвал свою новую персональную экспозицию «Переулки Самарканда». И это неслучайно, ведь на протяжении десятилетий тема Востока занимает ключевое место в творчестве мастера. Как вспоминает Николай Васильевич, «ощущение детства – постоянство и неподвижность Времени, длительность его протяжённости. История Древнего мира, походы полководцев, перемещения народов и торговых караванов воспринимались как вечно длящаяся бесконечность через золотую пыль Времени. Средняя Азия зарядила меня впечатлениями и образами мира, учёба в Ленинграде с его музеями открыла глаза на живопись, пробудила желание выразить этот мир».

Живописец не скрывает своей любви к Самарканду: «…Для меня как художника мерилом совершенства в архитектуре Самарканда являлось искусство художественного преображения пространства. Эталоном такой красоты был, прежде всего, купол Гур-Эмира. Я всегда стремился написать его, приблизиться в своём изобразительном творчестве к его неподражаемой гармонии линий, декора, цвета и идеальной пространственной композиции».

Тибушкина называют «колористом от Бога». В новую экспозицию вошли такие колоритные произведения художника, как «Ночь над Самаркандом», «У храма», «Старик под деревом», «Гур-Эмир», «Женщина с дынями», «Портал Тилля-Кари», «Старая керамика», «Арка», «Шахи-Зинда», «Старая мечеть», «Саида», «Рынок», «Чаша молока», «Переулок в Самарканде» и другие.

Это не первая экспозиция российского живописца, посвящённая Самарканду. В 2016 году в Самарском государственном институте культуры состоялась выставка Г. В. Тибушкина «Эстетика Самарканда в художественном колорите Востока: образы, смыслы, переживания».

Кстати, на открытии экспозиции «Переулки Самарканда» в Самарском областном художественном музее было также представлено новейшее иллюстрированное российско-французское издание «Антропология цвета: во что окрашена культура» (Anthropology of colour: what colour is a culture, 2021). Презентация прошла в рамках одноимённого международного арт-проекта Самарского культурологического общества и сообщества художников Servas Artists при участии Самарского государственного института культуры. В него вошли и две коллекции, посвящённые Самарканду – Геннадия Васильевича Тибушкина и японского фотографа Джина Акино.

Стоит отметить, что с 2006 года Самара является городом-побратимом Самарканда. Вкладом в партнёрство между городами стал большой международный форум «Самара и Самарканд в диалоге культур от Волги до Зеравшана» (2016), в сборнике материалов которого были представлены и работы Г.В. Тибушкина. 

Анатолий ИОНЕСОВ.

 

  • Для справки:

Геннадий Васильевич Тибушкин родился в 1941 году в городе Чимкенте (Казахстан). Окончил живописно-педагогическое отделение Ташкентского художественного училища им. П. П. Бенькова (1958-1963), затем — Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (1964-1971), где обучался в мастерской народного художника СССР Е.Е. Моисеенко. С 1972 года Г. В. Тибушкин живёт и работает в Самаре. В 1977 году был принят в члены Союза художников СССР. Произведения мастера находятся в собрании Самарского художественного музея, а также в частных коллекциях в России и за рубежом. Помимо персональных выставок, работы живописца регулярно участвуют в экспозициях «Товарищества передвижных художественных выставок 21 века» (г. Санкт-Петербург), их также можно увидеть во многих арт-галереях разных стран.