Объекты монументального искусства берут под защиту?
Накануне новогодних праздников Агентство культурного наследия Узбекистана официально объявило о намерениях включить в Национальный перечень объектов недвижимости материального культурного наследия пять мозаичных панно, которые украшают город Самарканд. Данному решению способствовала работа группы общественного контроля «Сохраним Самарканд», действующей при редакции газеты «Самаркандский вестник» уже более пяти лет.
Панно "Гирлянда веков", г. Самарканд, школа №2
О том, что объекты монументального искусства в нашей стране (не говоря уже о Самарканде), созданные десятки лет назад, зачастую не атрибутированы, не занесены в специальный государственный реестр, я писала в статье «Как сохранить монументальное искусство?» в июле прошлого года. В статье указывалось, что с развалом в 1992 году Союза художников СССР и его правопреемницы – Международной конфедерации союзов художников в 2017-2019 годах практически оказалась уничтоженной документация некогда единой системы «Союз художников СССР – Художественный фонд СССР», которая была основным заказчиком произведений. И сегодняшнее поколение, в том числе сотрудники Агентства культурного наследия, не обладает данными о том, кто и когда создал дошедшие до наших дней объекты монументального искусства, по чьему заказу, на какие средства и с какой целью. У самих авторов из-за нехватки места в мастерской или ее отсутствия не всегда была возможность хранить эскизы, макеты, фрагменты в материале. Одних художников, к сожалению, уже нет в живых, а немало других авторов вообще не проживает сейчас в Узбекистане.
Мозаичное панно «Авиценна» на пересечении улиц Бустонсарой и Ибн Сина
История и современность
Как отмечает художник и краевед Александр Галак, в советское время школа монументального искусства была очень сильной, в том числе развивалось оно и в Узбекистане, в частности Самарканде. Решением Союза советских художников Узбекистана в нашем городе была организована целая монументальная мастерская, которая выполняла заказы государства на протяжении нескольких десятков лет. Художники вместе с архитекторами украшали улицы Самарканда и районных центров памятниками, мозаичными и чеканными панно. Работали в этом направлении Э. Алиев, Н. Караев, Н. Бандзеладзе, В. Дегтярев, В. Иванив, М. Эсанов, А. Исаев, Н. Каланов и многие другие. Немало работало в Самарканде и известных художников из Москвы, Киева, Ленинграда.
Панно на здании корпуса Самаркандского института экономики и сервиса
на улице А. Темура
- В нашем городе находилось множество объектов, украшенных монументальными работами, - рассказывает А. Галак. - Начиная с 1970-х и практически до нулевых годов из бюджета города выделялись немалые средства на выполнение монументально-декоративных объектов. Приток в Самарканд специалистов-художников, окончивших высшие учебные заведения страны, способствовал высокому уровню качества работ. В этой области трудились как монументалисты-профессионалы, так и скульпторы, архитекторы, живописцы и оформители. Со временем в арсенале у художников монументалистов, помимо мозаики, росписи и чеканки, появились такие виды работ, как сграффито и витраж, гобелен и керамика. В ставшей популярной технике сграффито оформлялись клубы завода «Красный двигатель» и хлебозавода, а также фасады типографии им. Морозова, спортивного корпуса кооперативного института и других зданий города.
Мозаичное панно на торце многоэтажного жилого дома № 144 на улице Беруни
Однако, увы, многие объекты монументального искусства исчезли вместе со зданиями, которые они украшали. Так, канули в Лету мозаики автовокзала, театра кукол, гостиницы «Самарканд», клубов культуры заводов и фабрик и многих других объектов. А те, которые сегодня остались, нуждаются в реставрации и консервации, но, прежде всего, во внесении их в охранный список. Например, сграффито на здании бывшей типографии Морозова (автор В. Иванив) и жилого дома на улице Регистанская (авторы Н. Каланов и Э. Мухаммадиев), чеканное панно «Фархад» на здании Зарафшанского бассейнового управления ирригационных систем (авторы Ю. Усаковский. и В. Бохан), мозаичное панно из смальты, посвященное первому полету человека в космос, на здании областного филиала АО «Узбектелеком» (авторы Нариман и Лиля Караевы). Кроме того, нуждаются в охране и объекты, находящиеся в районах Самаркандской области.
Уникальные объекты в Пастдаргоме
К примеру, в одну из поездок группы «Сохраним Самарканд» по водным проблемам совершенно случайно в махалле «Янгиобод» Пастдаргомского района были обнаружены мастерски выполненные памятники из бронзы, гранитный барельеф бывшего вождя пролетариата В. Ленина и великолепное мозаичное панно из смальты. Как оказалось, все эти объекты были созданы в начале 80-х годов в очень известном, гремевшем на весь Союз колхозе им. Ильича.
Бывший дом культуры, махалля "Янгиобод", Пастдаргомский район
Это был мощный животноводческий комплекс, приносивший огромную прибыль региону, поставляя качественное мясо населению. Дирекция колхоза решила тратить часть зарабатываемых средств на облагораживание территории – был высажен парк и уложен асфальт на дорогах, создание условий для жителей – проложены водопровод и газовые трубы. Позаботилась тогдашняя администрация комплекса и о досуге работников, построив дворец культуры с кинозалом. На одной из стен дворца знаменитой семейной парой монументалистов Нариманом и Лилей Караевыми было создано мозаичное панно из смальты, символизирующее труд людей и устремление их в светлое будущее. Скульптурные композиции – свинарки, механизатора и крестьянки с рабочим – выполнил самаркандский скульптор Туркман Эсанов.
Панно на здании (ныне частная собственность), относящегося ранее к виноводочному комбинату им. Ховренко, по улице Кашгари
Благодарность за неравнодушие
Данные исторические сведения было найти нелегко, пришлось делать немало запросов и спрашивать пользователей социальных сетей. Кроме того, группа «Сохраним Самарканд» тут же сделала предложение Комитету по туризму о том, чтобы эти объекты включили в тур-маршруты, а Агентству культурного наследия предложено взять их под охрану. Если первое ведомство сразу отреагировало на общественную инициативу, то во втором случае произошло недопонимание. В частности, от областного управления пришел ответ, в котором говорилось, что проведение историко-культурологической экспертизы, после которой обычно делается кадастр объекта, а затем решается вопрос о внесения его в охранный список, - платный. Согласно постановлению Кабинета Министров от 3 марта 2021 года, данная экспертиза будет стоить подавшим заявление от 4 до 7 БРВ, что на сегодняшний день составляет 1 360 000 - 2 380 000 сумов.
Чеканное панно «Фархад» на здании Зарафшанского бассейнового управления ирригационных систем
Данный ответ стал поводом для обращения через Виртуальную приемную Президента РУз в Фонд развития культуры и искусства Узбекистана, где мы просили оказать содействие в проведении историко-культурологической экспертизы и подготовке кадастровых документов на объекты монументального искусства в г. Самарканде и Пастдаргомском районе. Обращение и выступление в социальных сетях возымели силу: Агентство культурного наследия дало официальный ответ через свои электронные ресурсы.
"В соцсетях вызывает возражение тот факт, что памятники монументального искусства Самарканда не включены в «Национальный список недвижимого имущества объектов материального культурного наследия», - было отмечено в сообщении. - Агентство культурного наследия тщательно расследовало эту ситуацию. Хотим сообщить вам следующую новость.
В соответствии с решением Кабинета Министров РУз от 4 октября 2019 года об утверждении «Национального списка недвижимого имущества, объектов материального культурного наследия», Агентство несет ответственность за регистрацию всех объектов культурного наследия и недвижимого имущества на территории страны. Намечается разработка обновленного национального списка.
По инициативе Агентства разработан проект решения о включении в список объектов культурного наследия на территории Самаркандской области настенных художественных украшений в зданиях и сооружениях, не охраняемых государством, в частности, объектов с использованием майолики и мозаики. Учитывая вышеизложенное, управление культурного наследия Самаркандской области возьмет на учет пять уникальных памятников монументального искусства.
Мозаичное панно из смальты, посвященное первому полету человека в космос, на здании областного филиала АО «Узбектелеком» г. Самарканд.
Напоминаем, что согласно постановлению Кабинета Министров №269 от 29 июня 2022 года включение объектов культурного наследия в национальный список осуществляется строго на основании заключения историко-культурологической экспертизы.
Агентство культурного наследия выражает благодарность за неравнодушие широкой общественности к подобным ситуациям и их вклад в сохранение объектов культурного наследия».
Как сообщил специалист областного управления культурного наследия Абдумурод Усмонов, в настоящее время в этот перечень попали такие объекты, как: мозаичное панно на здании бывшего домостроительного комбината (авторы Л. и Н. Караевы) на улице Нарпайской; стена с мозаичным панно «Авиценна» (авторы Э. Мухаммадиев и Н. Каланов) на пересечении улиц Бустонсарой и Ибн Сина; панно на здании корпуса Самаркандского института экономики и сервиса на улице А. Темура; панно на здании (ныне частная собственность), относящегося ранее к виноводочному комбинату им. Ховренко, по улице Кашгари; мозаичное панно на торце многоэтажного жилого дома № 144 на улице Беруни.
Однако эти объекты, по словам А. Усманова, только начало процесса. Вызывает сложность атрибуции дошедших до наших дней монументальных произведений, поэтому было предложено сотрудничество с художниками, историками и группой «Сохраним Самарканд» для разрешения указанных вопросов.
Список нужно расширять
Пользуясь моментом, хотелось бы напомнить о необходимости включения в охранный реестр фресок и панно в высших учебных заведениях города, на гособъектах. Например, в прошлом году было до слез обидно увидеть уничтоженную великолепную роспись в Самаркандском государственном университете ветеринарной медицины, животноводства и биотехнологий. Настенная роспись «Мать-земля» площадью 36 квадратных метров, автором которой являлся член Академии художеств Узбекистана Аслиддин Исаев, была безжалостно затерта в ходе реконструкции здания учебного корпуса.
Сграффито на торце жилого дома на улице Регистанская
Чтобы не повторился этот вольный или невольный вандализм, необходимо срочно сделать кадастровые документы на имеющиеся панно и росписи в СамГУ, СамГАСУ, СамГИИЯ. Достойны внесения в национальный перечень культурного наследия и прекрасные витражи в здании железнодорожного вокзала. Эти монументальные работы не только украшение данных учреждений, но и достояние Самарканда, они вполне могут служить самостоятельными туристическими объектами.
В заключение отмечу, что монументальное искусство берет начало от латинского monumentum - воспоминание, память, памятник, и, в свою очередь, от moneo - напоминаю. Это искусство, которое призвано выразить в мозаике, сграффито, панно, скульптуре, барельефе глубокую идею. По своей сути, монументальное искусство своеобразное послание потомкам и генераторы духовной энергии людей их создававших. Не сохраняя же памятники культуры, мы, говоря словами русского писателя Федора Абрамова, разрушаем самое ценное – духовную энергию народа. Поэтому необходимо не допускать уничтожения этого материального выражения духовности целых поколений.
Анастасия ПАВЛЕНКО.
Фото автора.