О реставраторах и их проблемах
Самарканд – один из древнейших городов мира и мировой цивилизации. Народ Узбекистана по праву гордится древнейшими сооружениями: площадью Регистан, некрополем Шахи-зинда, мавзолеем Амира Темура. Эти и другие величественные памятники свидетельствуют о замечательных традициях культурной жизни народов Средней Азии. Но памятники культуры нуждаются в бережном хранении, консервации и реставрации.
Для этого в свое время были созданы реставрационные школы, куда привлекались школьники, студенты училищ. Сегодня правительство Республики Узбекистан уделяет внимание вопросам сохранения культурного наследия и привлекает мировую общественность, проводя различные глобальные международные конференции. Но в деле реставрации архитектурных памятников есть свои нюансы, которые стоит учитывать.
К примеру, одной из самых главных причин разрушения исторических памятников в Самарканде является влага, близко расположенные грунтовые воды. Архитекторы того времени старались решить эту проблему через постройку водопоглащающих колодцев, а также высадку тутовых деревьев. Известно, что тутовник может поглощать излишнюю влагу в радиусе 100 метров. Благодаря таким решениям мастеров, многие древние постройки неплохо сохранились до наших дней. Об этом рассказал один из опытных архитекторов-реставраторов Регистана Маматкул Холикулов.
Кстати, я не могла пройти мимо его рассказа о Тилля-Кори. Известно, что ансамбль Регистан был построен согласно канонам исламской архитектуры. Одним из самых красивых и впечатляющих орнаментов Регистана является купол мечети Тилля-Кори, который не может оставить равнодушными всех, кто хоть раз посетил достопримечательность.
Купол является почти плоским, однако за счет перехода от более крупных листьев к мелким создается эффект глубины. В хадисах написано, что когда пророк Мухаммед (с.а.в.) встретился в раю с Аллахом, он увидел деревья, листья которых были из золота. Вдохновившись этим хадисом, художники, украшавшие купол мечети в XVII веке, решили использовать этот “райский” орнамент. Фриз под мукарнасом идет в виде молельного коврика, а мукарнасы похожи на поднятые ладони молящегося.
Еще одной из замечательных особенностей архитектуры ансамбля Регистан является ее абсолютная симметрия. Если поставить один из концов циркуля в центре площади, а второй конец опустить в центр медресе Улугбека и развернуть циркуль, то он окажется прямо в центре противоположного медресе Шердор.
Возвращаясь к теме реставрации, хочу рассказать о проблемах в сфере. Мастер-реставратор площади Регистан Шухрат Бобоев, окончивший Самаркандский государственный архитектурно-строительный институт и прошедший школу реставрации у мастеров в Сурхандарье, подробно остановился на некоторых аспектах благородного ремесла.
По словам мастера, в настоящее время реставрационное дело не пользуется популярностью среди молодежи. Одной из основных причин такой тенденции является отсутствие современных компьютерных технологий, которые значительно упростили бы процесс сканирования и обработки данных по историческим памятникам, “ручной” процесс занимает много времени и сил. Например, чтобы украсить один квадратный метр наборной мозаикой двое высококвалифицированных мастеров работают в течение месяца.
Второй проблемой, как следствие первой, является отсутствие квалифицированных молодых кадров. Многие мастера-реставраторы предпенсионного возраста. Реставрационные мастерские, построенные около исторических памятников, выставки работ мастеров-реставраторов могли бы заинтересовать молодежь и привлечь их внимание к этой профессии, но этого нет.
Жители Самарканда и всей нашей республики заинтересованы в воссоздании реставрационных школ и повышении престижа профессии реставратора. Ведь их труд помогает сохранить и восстановить старинные памятники нашей культуры для будущих поколений, для наших детей и внуков.
Наргиза ШАРИПОВА,
гид-экскурсовод ансамбля Регистан.