О реставрации одной уникальной находки

Во время визита Президента Республики Узбекистан Ш. М. Мирзияева во Францию в октябре 2018 года было подписано Соглашение об организации и проведении выставки древностей Узбекистана в музее Лувр. Согласно документу, в музее Лувра в 2021 году будут экспонироваться коллекции музейных фондов Узбекистана. В перечне отобранных экспонатов есть уникальные артефакты, которые были обнаружены археологами республики совсем недавно. Одним из них является обугленное резное дерево, найденное на городище Кафыркала в 2017 году.

Городище Кафыркала – один из самых интересных археологических памятников Самаркандского Согда. В ходе работ и проведенного научного анализа было установлено, что это резиденция правителей Согда конца VII - начала VIII веков, в которой проводились торжественные приемы, культовые церемонии и даже вершился суд.

Работы последних лет, проводимые узбекско-японской экспедицией, были сконцентрированы на цитадели - административной части городища. При раскопках здесь были найдены уникальные материалы - буллы - своеобразные керамические пломбы, которыми запечатывались письма, договора, товары, мешочки с определенной суммой денег. Все внутренние части двора цитадели были украшены настенной росписью и деревянными колоннами. В северной части двора был раскопан ряд помещений, в одном из которых на трёхъярусном возвышении восседал правитель. Внутри этого помещения и было обнаружено резное обугленное деревянное панно.

Это панно, размером 141×124 см, украшало стену небольшого приемного зала. Вход в него обрамлялся деревянной аркой размером 289×53 см. На выстланном жженым кирпичом полу также лежали доска и длинные брусья с резным изображением людей. Эти предметы и были выбраны организационным комитетом для экспонирования в Лувре.

Поскольку административная часть Кафыркалы погибла в результате мощного пожара, который случился в начале VIII века, резное дерево сгорело и было погребено под упавшим перекрытием и частью стены, которые его законсервировали. В таком состоянии фрагменты пролежали века. После их вскрытия и очистки от глины деревянные предметы были закреплены по разработанной методике.

Консервация обуглившегося дерева – процесс специфический, требующий специального подхода. Методика обработки вытекает из характера и состояния найденных предметов, которые без закрепления на месте невозможно было бы извлечь из завала.

Несмотря на то, что обуглившая резная поверхность сохранилась целиком, она состоит из хрупких пористых угольков, не сцепленных между собой. Перед расчисткой фрагментов рабочая поверхность защищалась от солнечных лучей зонтами, создававшими глубокую тень. Известно, что под воздействием ярких солнечных лучей начинается интенсивное испарение влаги, выветривание из трещин лесса, вызывающих процесс рассыпания угля и угрозу потери важных резных деталей композиции.

В полевых условиях обнаруженные фрагменты были закреплены, извлечены из завалов помещения автором этих строк, а также сотрудниками Института археологических исследований АН РУз Б. Болиевым, С. Хужамовым и реставратором из Бухарского музея Д. Холовым. Затем все извлеченные двенадцать фрагментов были перевезены для обработки и подготовки к музеефикации в лабораторию реставрации Института.

Вторая, самая важная и трудоемкая часть работы, это обработка фрагментов в стационарных условиях. Реставраторам нужно было провести комплекс работ, чтобы придать обугленной, крошащейся древесине достаточную прочность, расчистить элементы резьбы от лесса завала, выпрямить деформированные участки, замастиковать трещины и утраченные места. И при всех этих работах самое главное - сохранить авторский подчерк древнего мастера, не исказить историческую достоверность предмета, чтобы не была утеряна научная ценность находки.

Поэтому, прежде чем приступить к реставрации фрагментов резного панно, наши специалисты вместе с реставратором из Музея Лувр Дельфин Эли Лефевр провели ряд экспериментов по расчистке поверхности обугленного дерева. Были использованы различные системы консервантов и найден оптимальный вариант. На обработку этих артефактов уйдет примерно полтора года.

После проведения первичной расчистки поверхности фрагментов резного дерева членом Творческого объединения Союза художников Узбекистана М. Султановой была сделана прорисовка сюжета. На панно была изображена композиция из 46 человеческих фигур, размещенных в четыре яруса. В центре композиции, на троне, в виде лежащего льва, изображена фигура богини Наны, которая весьма почиталась в средневековом Согде. Божество всегда было связано с плодородием животного и растительного мира и с материнством. Это прекрасная женщина, молодая, статная, весьма сильная, одетая в царскую одежду. Богиня сидит величественно, держа в левой руке жезл с лентами, а в правой - какой-то предмет. На голове ее корона с крыльями и небольшим диском над лбом. Согласно канонам изобразительного искусства, ее размеры вдвое больше остальных персонажей.

На всех остальных ярусах изображены мужские фигуры, одетые в костюмы древних согдийцев. На поясах некоторых персонажей висят кинжалы. Ноги обуты в мягкие сапоги. В руках изображенных людей подарки богине. Это переносные алтари и курильницы, сосуды и подносы из драгоценного металла и другие предметы, предназначение которых еще придется определить ученым.

На третьем ярусе, с правой стороны изображены музыканты, сопровождающие ритуал. В руках музыкантов различные инструменты, которые были популярны в раннесредневековом Согде. Это угловая арфа, лютня-уд, многоствольная флейта, рожок.

Большинство персонажей четвертого яруса изображены коленопреклонёнными. Персонаж, слева от алтаря, подсыпает в него какое-то вещество. Другие персонажи держат в своих руках драгоценные сосуды и переносные алтари. В целом, как предполагают ученые, на панно, возможно, изображено празднование Навруза и чествования великой богини.

На сохранившейся части деревянной арки также изображена сцена поклонения богине Нане. Она сидит на троне из двух львов. Сама богиня четырехрукая. В двух верхних руках она держит Луну и Солнце. В нижней правой руке находится жезл, левая опущена на колено. Вокруг головы изображен нимб с языками пламени. К богине с двух сторон идут персонажи с дарами. Сама сцена с верхней и нижней сторона окаймлена выпуклым бордюром с изящным чешуйчатым орнаментом.

Как было сказано вначале, Кафыркала была сожжена. Деревянные детали декора были найдены на полу зала, аккуратно сложенные друг на друга. Судя по всему, жители Кафиркалы, очевидно, хотели унести и спрятать эти драгоценные предметы. Но не успели. Враг ворвался в цитадель и поджог ее.

Таким образом, начатая работа по реставрации и музеефикации этих уникальных материалов позволит нам открыть новую страницу в изобразительном искусстве Самаркандского Согда, ознакомиться с духовным миром древнего населения Узбекистана и высокохудожественной школой его мастеров.

Марина РЕУТОВА,

ведущий научный сотрудник

Института археологических исследований

Академии наук РУз.