Кузнец не только своего счастья

Ургут издавна славится своими мастерами-ремесленниками – гончарами, вышивальщицами, ювелирами, резчиками по дереву. Особое место среди них всегда занимали кузнецы.

Это связано с тем, что ремесло кузнеца издавна было связано непосредственно с бытом людей. Ведь как-то можно представить себе семью без сюзане, дорогих украшений, но нельзя обойтись без кетменя, печки, ножей и других металлических инструментов.

Несмотря на то, что на дворе XXI век, вещи, изготовленные кузнецами, до сих пор пользуются спросом у сельского населения. Их серпы, кетмени, топоры просто незаменимы в быту.

Ургутский кузнец Насим Облокулов является одним из потомственных ремесленников. Он – мастер в седьмом поколении и, как и все ургутские мастера, знает свою родословную наизусть. Его мастерская расположена, как это было всегда на Востоке, прямо на базаре, прелесть которого в том, что здесь можно не только приобрести ту или иную вещь, но и увидеть, как их делают.

- Я учился у своего отца, тот у своего отца, - говорит Насим-ака. – У нас издавна считалось, что и мальчики, и девочки должны овладеть профессиями своих предков, чтобы получить благословение старшего поколения и продолжить семейное дело. Раньше в селе трудно было встретить человека, не владеющего каким-либо ремеслом. 

Приходя рано утром в свою мастерскую, кузнец первым делом наводит порядок вокруг. Растопив печь, мастер принимается за работу: ковать металл, который под рукой усто постепенно начинает приобретать нужную форму. Отсюда серпы, молоты, кетмени, топоры попадают в руки садовников, столяров, строителей, помогая им созидать и приумножать земные блага.

Особенно с любовью мастер делает знаменитые ургутские ножи, которые за свою прочность и красоту ценятся одинаково людьми разных профессий - поварами, чабанами, хлебопеками, домохозяйками, а также иностранными гостями.

- Рукоять у ножей по своему качеству  не должна уступать стали, - говорит мастер. – Поэтому мы используем для этого корень дерева заранг (семейство кленовых), который имеет особую прочность и красивые природные узоры.

Несмотря на возраст, Насим-ака силен, как и все кузнецы. По его словам, трудясь, он не устает, а без дела болеет. Один из его сыновей овладел профессией отца, кроме того, у Н. Облокулова много учеников. Значит, есть, кому продолжать традиции.

Фуркат ТУРНИЯЗОВ,

Шухрат АНОРОВ.

Фото авторов.