Креативная экономика в одной галерее

Один чапан от настоящих мастеров может рассказать об Узбекистане гораздо больше красочных буклетов. А посещение галереи с аутентичными изделиями способно стать незабываемым событием для туристов разных стран. Всегда с нескрываемым восхищением от изысканных авторских коллекций посетители отзываются о галерее Happy bird в Самарканде.
С ее директором дизайнером Еленой Ладик посчастливилось встретиться и поговорить в Ташкенте. В столице на днях она представила экспозицию, посвященную искусству набойки, – яркому и по особому актуальному сейчас, когда так важно все аутентичное, основанное на настоящей традиции и характерное, что важно, именно для Узбекистана.
Представленная в столице коллекция чапанов, сюзане, украшенных набойкой, это как раз то, чем славится галерея Happy bird. Почему так привлекает эта старинная техника многочисленных зарубежных туристов? А очень просто – это то, чего не встретишь в другой стране. Авторский подход к каждой вещи, работа мастеров над каждым стежком, каждой деталью оригинального изделия создают неповторимый стиль именно узбекской традиции. Основанной на знании подходов мастеров прошлого и, безусловно, обогащенной мастерами и дизайнерами Узбекистана сегодняшнего. Именно поэтому, даже с первого взгляда, можно отличить изделия, основанные на традициях Узбекистана, от изделий, скажем, из Кыргызстана, Таджикистана. За этой аутентичностью так же, как за оригинальностью наших исторических памятников, и едут на древнюю узбекскую землю гости из разных стран. К тому же, тот же чапан, истинные ценители еще и могут увезти с собой, чтобы поражать своих друзей такой изысканной диковинкой.
Набойкой изделий для Happy bird занимается мастер Владимир Ахатбеков – один из немногих знатоков этой техники, которую необходимо и сохранить, и развить, чтобы не утратить вконец. Таким образом, креативная работа самаркандской галереи становится стимулом для мастера заниматься той же набойкой и не только ей.
Красота старинной технологии, ручной работы, - то, что ценно, как и старинные памятники архитектуры, с той только великой разницей, что это можно возрождать и передавать из поколения в поколения. Можно? Нужно! Иначе, все перейдет в серийное производство и будет утрачена сама душа искусства ткани, то, как над ней работают мастера. И нечего будет представить из своего, аутентичного, неповторимого, чего нет в других странах новым поколениям, и иностранным гостям, в том числе.
Давайте приведем всем понятный пример. Мы же не хотим утратить особенности узбекского плова, гордимся им. А ведь и здесь можно перейти на производство одинаковых пловных консервов и открывать их перед гостями, разогревая в микроволновке - вместо того, чтобы готовить в казане на огне на глазах у тех, кто вдыхает этот неповторимый пловный аромат.
С тканями, с аутентичными произведениями швейного искусства распрощаться также опасно. Не успеем оглянуться – и нечего будет представить миру. А что-то похожее можно и на рынке приобрести. Но именно – что-то, и именно – только похожее. Не растерять мастеров, не растерять тех, кто любит и дорожит этим искусством, живет им, как Елена Ладик, – вот наша общая задача. Потерять легко, восстанавливать будет некому. Попробуйте, направьте ваших друзей, гостей, приехавших в нашу гостеприимную страну, в эту самаркандскую галерею. И вы увидите восхищенье от увиденного в их глазах. А кто-то и заберет с собой частицу Самарканда, чтобы и в своей стране познакомить своих друзей с искусством родом из Узбекистана – чапанами, которые созданы мастерством целого коллектива под руководством дизайнера Ладик. Именно коллектива мастеров, ведь для каждого, примененного в одном чапане приема, нужен свой отдельный мастер: для канвы ручной выделки, стеганного вручную подклада чапана, набойки, ее росписи... Вся эта большая и креативная работа и делает каждый чапан неповторимым, а созданные из них коллекции – уникальными. И такие коллекции здесь стараются создавать дважды в год.
Они представляли самобытное искусство Узбекистана на множестве выставок разных стран, они вызывали восхищение шейхов и попадали в их коллекции, они становятся одним из ярких впечатлений гостей древнего Самарканда.
Благодаря центральной локации – неподалеку от Регистана – галерею имеют возможность посетить туристы, приезжающие и на день в древний город, и пребывающие в нем несколько дней. Такие места становятся поводом для того, чтобы задержаться подольше в наших древних городах. И чем больше их будет – созданных на высоком уровне и постоянно развивающихся, тем больше впечатлений привезут в свои страны гости Узбекистана, тем ярче представят нашу страну своему окружению. А это значит – рост туристического потока, превращение туризма во все более значимую статью экономики Узбекистана, создание новых и новых рабочих мест. Причем креативных рабочих мест, связанных с возрождением национальной культуры Узбекистана. Сегодня об этом много говорит Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, а потому на местах необходимо шире смотреть на подобные галереи. Местным властям, творческим объединениям, тому же «Хунарманду» важно изучать опыт таких энтузиастов своего дела, как Елена Ладик, и всячески поддерживать работу таких галерей, помогая развиваться креативной экономике на локальном уровне.
Луиза МАХМУДОВА.
Фото автора.