Киберспорт признали отдельным видом спорта
16 ноября текущего года было принято Постановление Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по дальнейшему развитию и широкой популяризации видов киберспорта». Согласно Постановлению, киберспорт официально признан отдельным видом спорта, а для дальнейшего его развития и популяризации создан межведомственный совет.
Киберспорт - командное или индивидуальное соревнование, основанное на виртуальных видеоиграх. Заниматься этим видом спорта может не только молодежь, но и взрослые. Как и во всех видах спорта, в этой игре есть свои правила. Игровые задания делятся на несколько основных классов, различающихся по развитию задач: от первого лица, стратегии в реальном времени, спортивные симуляторы, авто- и авиасимуляторы, боевые и командные ролевые игры с элементами тактических и стратегических задач и другие.
Призовой фонд может достигать нескольких миллионов долларов США. Например, международный турнир «Дота 2» несколько раз побил рекорды по платежам: 25 миллионов в 2017 году, 26 миллионов в 2018-м, 34 миллиона в 2019-м, 40 миллионов долларов в 2020 году и т. д.
История киберспорта началась с Doom 2 с мультиплеером по локальной сети. Из-за популярности игры Quake в 1997 году появилась первая киберспортивная профессиональная лига в США - Cyberathlete. До появления официальных киберспортивных лиг проводились небольшие турниры.
Россия - первая страна в мире, которая признала этот вид спорта официальным видом. В 2014 году в Российском государственном университете физической культуры, спорта, молодежи и туризма стартовала образовательная программа «Теория и методика интеллектуального спорта (киберспорта)». В 2015 году была основана Esforce, ставшая крупнейшей спортивной организацией в России, СНГ и Восточной Европе.
Киберспортивные игры начали набирать популярность в Узбекистане с 2016 года, став одним из любимых занятий молодежи. В нашей стране организуются различные соревнования по этому виду спорта. В частности, второй сезон «Олимпиады пяти инициатив», которая в настоящее время проводится среди молодежи, включает также и соревнования по киберспорту. Важно, что и в программу азиатских игр 2023 года вошел киберспорт.
- Постановление Президента предусматривает внедрение системы подготовки и переподготовки профессиональных киберспортсменов и тренеров, квалифицированных судей и комментаторов, а также других специалистов киберспорта, - говорит руководитель регионального отделения Федерации виртуальных спортивных игр и киберфутбола Жамшид Журакулов. - В частности, с 2023-2024 учебного года в Государственном университете физической культуры и спорта Узбекистана будет открыто направление бакалавриата «Занятия спортом: киберспорт». Продолжительность обучения по данному направлению составит 3 года. Киберспортсмены, занявшие первое место в республиканском чемпионате будут освобождены от сдачи профессиональных (творческих) экзаменов при поступлении на бакалавриат данного вуза начиная с 2023-2024 учебного года. Им дается максимальное количество баллов. Также было принято решение включить киберспортивную деятельность в перечень видов деятельности, которыми могут заниматься самозанятые лица.
Фазлиддин РУЗИБОЕВ.