Каково состояние транспортных артерий области?
Согласно статистическим данным, в настоящее время в нашей области имеется 21 903 километра дорог общего и внутреннего пользования. 4 097 км из них являются автомобильными дорогами общего пользования, 385 км - международного, 979 км - государственного и 2 733 км автодорог местного значения. В регионе также имеется 551 мост. Каково их состояние на сегодняшний день? Какие проблемы стоят перед дорожниками? С этими и другими вопросами мы обратились к начальнику главного управления автомобильных дорог области Ахаду УРАКОВУ.
– Ахад Адашевич, что сделано дорожниками в текущем году для улучшения состояния автомобильных дорог региона?
- Согласно инвестиционной программе, в 2023 году капитально отремонтировали 263,3 километра автомобильных дорог. В том числе, в Иштыханском районе - более 9 км, Нарпайском, Пайарыкском, Пастдаргомском и Кошрабадском районах эта цифра составляет 5, 15, 6 и 7,5 километра соответственно. Из запланированной реконструкции пяти мостов, поврежденных в результате стихийных бедствий, до настоящего времени построили четыре, один мост строится. Речь идет о мостах в Нарпайском, Ургутском и Кошрабадском районах. На автомобильных дорогах общего пользования, протяженностью 33,2 км, сейчас полным ходом идут ремонтные работы, которые будут завершены к концу года. Кроме того, в 2022-2023 годах на автотрассах региона установили 3 298 новых современных светоотражающих знаков и указателей, имеющих международное значение.
- Какие изменения ожидаются в дорожной отрасли в ближайшее время?
- Постановление Президента РУз от 10 октября 2023 года «О мерах по дальнейшему совершенствованию дорожной отрасли» определило конкретные задачи. Согласно документу, с 1 января 2024 года: для основных конструктивных элементов объектов, на которых завершены строительство и реконструкция автодорог, вводится гарантийный срок не менее трех лет, на автомобильных дорогах устанавливаются сезонные ограничения на движение грузовых транспортных средств и прицепов (кроме специального транспорта) в жаркие периоды года, инженерное управление и технический контроль проекта на объектах дорожного строительства с 1 января 2025 года будут осуществлять независимые организации, в том числе частные на условиях аутсорсинга. С 1 января 2024 года в порядке эксперимента по Каракалпакстану и областям частный сектор будет привлечен к эксплуатации автомобильных дорог общего пользования протяженностью до 20 км на основе аутсорсинга. В составе Автодорожного комитета будет создан государственный «Центр анализа технического состояния автомобильных дорог и безопасности дорожного движения».
– Как реализуются проекты по строительству дорог с цементобетонным покрытием?
- Для реализации Постановления Главы нашего государства от 18 мая 2022 года «О мерах по расширению сети дорог с цементно-бетонным покрытием» Самаркандским областным управлением автомобильных дорог проводится планомерная работа. Известно, что дороги из цементобетонной смеси и с применением армирования базальтовой проволокой, проверенные мировой практикой, являются более экономичными и долговечными. Поэтому в последние годы масштабы строительства подобных дорог в регионе резко возросли. В частности, на основе цементобетонного покрытия ремонтируются внутренние дороги массива «Новый Узбекистан», которые строятся в сходе граждан «Мерганча» Ургутского района. В этом году здесь планируется уложить цементобетонное покрытие на двухкилометровой дороге. Текущие работы координирует государственное унитарное предприятие «Самаркандский областной автосервис». Строителями ООО «Сам НЬЮ ТИЧ» отремонтировано более одного километра дороги.
– Что делается в рамках программ «Моя дорога» и «Открытый бюджет», о которых очень много говорится в последнее время?
- По итогам первого сезона 2023 года программы «Открытый бюджет» на внутренних дорогах в 76 сходах граждан региона, общей протяженностью 179,3 километра, проведены ремонтные работы. Капитально отремонтированы дороги в 278 сходах граждан, протяженностью 451,3 км. По программе “Моя дорога” в 298 МСГ отремонтировали 304 км внутренних дорог и шесть мостов. До конца текущего года совместно с районными и городскими администрациями заново уложат 536 километров внутренних дорог с твердым и песчано-гравийным покрытием. Следует отметить, что с 2024 года бюджетные средства на строительство, реконструкцию и ремонт межхозяйственных сельских дорог, городов, поселков городского типа, деревень и сельхозулиц будут выделяться только в рамках программы «Моя дорога».
– Кроме ремонта и реконструкции дорог, чем еще занимаются дорожники региона для обеспечения безопасности движения автотранспорта?
- Как я уже упомянул, дорожники занимаются и установкой дорожных знаков. В частности, за 2022 и 2023 года установлено 2 882 новых и заменено 2 337 устаревших дорожных знаков. Перед общеобразовательными школами поставили 787 знаков с ограничением скорости. Также установлено 17 новых светофоров и реконструировано 10. Для безопасности пешеходов разместили семь новых и реконструировали четыре старых светофора.
- Кто контролирует качество уложенного асфальта на дорогах и почему наши дороги далеки от мировых стандартов?
- Этим вопросом занимаются Инспекция по контролю за качеством дорожно-строительных работ при Минтранспорте РУз, а также соответствующие отделы местных администраций, правоохранительные органы. Наши сотрудники и рабочие являются только исполнителями разработанных проектов. По выявленным нарушениям составляются протоколы и принимаются меры. Причин отсталости наших дорог от мировых стандартов очень много. Но одной из главных причин является низкое качество производимого асфальта и нехватка современных технических средств.
- Спасибо содержательную беседу.
Беседовал Ёрмамат РУСТАМОВ.