Каково состояние транспортных артерий области?

Согласно статистическим данным, в настоящее время в нашей области имеется 21 903 километра дорог общего и внутреннего пользования. 4 097 км из них являются автомобильными дорогами общего пользования, 385 км - международного, 979 км - государственного и 2 733 км автодорог местного значения. В регионе также имеется 551 мост. Каково их состояние на сегодняшний день? Какие проблемы стоят перед дорожниками? С этими и другими вопросами мы обратились к начальнику главного управления автомобильных дорог области Ахаду УРАКОВУ.

Ахад Адашевич, что сделано дорожниками в текущем году для улучшения состояния автомобильных дорог региона?

- Согласно инвестиционной программе, в 2023 году капитально отремонтировали 263,3 километра автомобильных дорог. В том числе, в Иштыханском районе - более 9 км, Нарпайском, Пайарыкском, Пастдаргомском и Кошрабадском районах эта цифра составляет 5, 15, 6 и 7,5 километра соответственно. Из запланированной реконструкции пяти мостов, поврежденных в результате стихийных бедствий, до настоящего времени построили четыре, один мост строится. Речь идет о мостах в Нарпайском, Ургутском и Кошрабадском районах. На автомобильных дорогах общего пользования, протяженностью 33,2 км, сейчас полным ходом идут ремонтные работы, которые будут завершены к концу года. Кроме того, в 2022-2023 годах на автотрассах региона установили 3 298 новых современных светоотражающих знаков и указателей, имеющих международное значение.

- Какие изменения ожидаются в дорожной отрасли в ближайшее время?

- Постановление Президента РУз от 10 октября 2023 года «О мерах по дальнейшему совершенствованию дорожной отрасли» определило конкретные задачи. Согласно документу, с 1 января 2024 года: для основных конструктивных элементов объектов, на которых завершены строительство и реконструкция автодорог, вводится гарантийный срок не менее трех лет, на автомобильных дорогах устанавливаются сезонные ограничения на движение грузовых транспортных средств и прицепов (кроме специального транспорта) в жаркие периоды года, инженерное управление и технический контроль проекта на объектах дорожного строительства с 1 января 2025 года будут осуществлять независимые организации, в том числе частные на условиях аутсорсинга. С 1 января 2024 года в порядке эксперимента по Каракалпакстану и областям частный сектор будет привлечен к эксплуатации автомобильных дорог общего пользования протяженностью до 20 км на основе аутсорсинга. В составе Автодорожного комитета будет создан государственный «Центр анализа технического состояния автомобильных дорог и безопасности дорожного движения».

Как реализуются проекты по строительству дорог с цементобетонным покрытием?

- Для реализации Постановления Главы нашего государства от 18 мая 2022 года «О мерах по расширению сети дорог с цементно-бетонным покрытием» Самаркандским областным управлением автомобильных дорог проводится планомерная работа. Известно, что дороги из цементобетонной смеси и с применением армирования базальтовой проволокой, проверенные мировой практикой, являются более экономичными и долговечными. Поэтому в последние годы масштабы строительства подобных дорог в регионе резко возросли. В частности, на основе цементобетонного покрытия ремонтируются внутренние дороги массива «Новый Узбекистан», которые строятся в сходе граждан «Мерганча» Ургутского района. В этом году здесь планируется уложить цементобетонное покрытие на двухкилометровой дороге. Текущие работы координирует государственное унитарное предприятие «Самаркандский областной автосервис». Строителями ООО «Сам НЬЮ ТИЧ» отремонтировано более одного километра дороги.

Что делается в рамках программ «Моя дорога» и «Открытый бюджет», о которых очень много говорится в последнее время?

- По итогам первого сезона 2023 года программы «Открытый бюджет» на внутренних дорогах в 76 сходах граждан региона, общей протяженностью 179,3 километра, проведены ремонтные работы. Капитально отремонтированы дороги в 278 сходах граждан, протяженностью 451,3 км. По программе “Моя дорога” в 298 МСГ отремонтировали 304 км внутренних дорог и шесть мостов. До конца текущего года совместно с районными и городскими администрациями заново уложат 536 километров внутренних дорог с твердым и песчано-гравийным покрытием. Следует отметить, что с 2024 года бюджетные средства на строительство, реконструкцию и ремонт межхозяйственных сельских дорог, городов, поселков городского типа, деревень и сельхозулиц будут выделяться только в рамках программы «Моя дорога».

Кроме ремонта и реконструкции дорог, чем еще занимаются дорожники региона для обеспечения безопасности движения автотранспорта?

- Как я уже упомянул, дорожники занимаются и установкой дорожных знаков. В частности, за 2022 и 2023 года установлено 2 882 новых и заменено 2 337 устаревших дорожных знаков. Перед общеобразовательными школами поставили 787 знаков с ограничением скорости. Также установлено 17 новых светофоров и реконструировано 10. Для безопасности пешеходов разместили семь новых и реконструировали четыре старых светофора.

- Кто контролирует качество уложенного асфальта на дорогах и почему наши дороги далеки от мировых стандартов?

- Этим вопросом занимаются Инспекция по контролю за качеством дорожно-строительных работ при Минтранспорте РУз, а также соответствующие отделы местных администраций, правоохранительные органы. Наши сотрудники и рабочие являются только исполнителями разработанных проектов. По выявленным нарушениям составляются протоколы и принимаются меры. Причин отсталости наших дорог от мировых стандартов очень много. Но одной из главных причин является низкое качество производимого асфальта и нехватка современных технических средств.

- Спасибо содержательную беседу.

Беседовал Ёрмамат РУСТАМОВ.