Какое будущее ждёт трамваи в Самарканде?

На фоне завоза новых автобусов и электробусов жители Самарканда все чаще спрашивают, когда в городе откроют новые трамвайные линии и собираются ли у нас развивать рельсовый вид общественного транспорта.

Первый маршрут трамвая в Самарканде открыли в апреле 2017 года. При этом за относительно короткий срок построили две трамвайные линии: от железнодорожного вокзала до Саттепо и с железнодорожного вокзала до Сиабского рынка. Первые годы работы трамвая были сложными, происходили различные внештатные ситуации. Прошло более шести лет, и этот вид городского транспорта работает практически без нареканий.

- Сегодня я уже не могу представить Самарканд без трамвая, - говорит жительница города М. Юсупова. – Я живу в районе Мархабо, и мне удобно на нем добираться до рынка, отвозить дочку в музыкальную школу. Бывает, вечерами, когда есть время, вместе с детьми садимся в трамвай и просто едем до вокзала и обратно. Добираться на трамвае до железнодорожного вокзала очень удобно, ведь он долго не стоит на остановках, и, как правило, в нем не так много пассажиров.

На сегодняшний день в трамвайном депо Самарканда обслуживается 16 вагонов, из которых четыре вынуждены простаивать.

- Действительно, по второй линии «Железнодорожный вокзал – Сиабский рынок» сегодня курсируют не восемь вагонов, а только четыре, ровно столько же пока бездействует из-за проблем, связанных с электричеством, - говорит руководитель дирекции государственного предприятия по эксплуатации трамвайных линий Шерали Наматов. - В горэлектросети обещали в ближайшее время решить данную проблему. Что же касается первой линии «Железнодорожный вокзал – Саттепо», то там курсируют все восемь вагонов.

Стоит отметить, что ежедневно на трамвае ездят свыше 7,5 - 8 тысяч пассажиров, при этом 40 процентов из них приходится на вторую линию.

Говоря о развитии, хочется отметить, что шесть лет назад было обещано, что в Самарканде, наряду с функционирующими трамвайными линиями, запустят еще два новых маршрута.

- Новые трамвайные линии будут, но для их создания требуются немалые ресурсы, - продолжает Ш. Наматов. – Третья линия появится от железнодорожного вокзала по улице Спитамена и до поселка Кимегарлар (Супер). Ее протяженность составит в обе стороны 12 км. Что касается четвертой линии, то сегодня поступает предложение проложить ее от железнодорожного вокзала до массива «Карасу», изначально планировалось от вокзала до поселка Кимегарлар (Супер) через Нарпайскую улицу. Для работы третьей и четвертой линий намерены закупить 14 трамвайных вагона. На реализацию проекта необходимо 96 миллиардов сумов. По словам Шерали Наматова, запустить новые трамвайные линии планируется в 2027 году.

Ну, а пока трамвайную сеть в Самарканде ждут новые испытания. Как мы уже ранее писали, в городе реализуется проект по строительству двух подземных тоннелей по улице Гагарина. Один из них затронет работу второй линии трамвая. 

- Нам уже прислали письмо-предупреждение о необходимости остановить движение трамвая, курсирующего по маршруту «Железнодорожный вокзал – Сиабский рынок», в связи со строительством на перекрестке улиц Гагарина и Рудаки подземного тоннеля, - отмечает Ш. Наматов. – Поскольку в настоящее время строительство, в основном, ведется на перекрестке улиц Мирзо-Улугбека и Гагарина, где будет построен первый подземный тоннель, вторая линия трамвая продолжает работать. Как только строительная площадка переместиться в нашу сторону, то мы, безусловно, приостановим движение.

Стоит отметить, что на сегодняшний день в трамвайном депо работает свыше 70 сотрудников, 33 из которых водители - машинисты. С приостановкой трамвая, работу которого возможно будет возобновить лишь после запуска подземного тоннеля, запланированного на 2026 год, существует вероятность того, что с десяток сотрудников трамвайного депо будут вынуждены искать новое место работы.

- Данный вопрос сегодня беспокоит многих, - говорит 38-летняя водитель первой трамвайной линии Гульмира Азимова, мать троих детей. – Наш директор заверил, что никто без работы не останется. Водителей со второй линии привлекут к работе первой, то есть будем выходить на смену не раз в два дня, а раз в три. Конечно, у всех у нас сократится заработная плата, зато появится больше свободных дней. К примеру, я планирую в свободные дни подрабатывать таксистом, благо автомобиль у меня имеется.

Гульмира Азимова, которая в текущем году получила из рук Президента медаль «Шухрат», надеется, что с появлением современных автобусов, электробусов, в городе не забудут про единственный в стране рельсовый вид общественного транспорта.

- В 2011 году, находясь на заработках в России и ежедневно добираясь до работы на трамвае, я мечтала о том, чтобы в Самарканде появился рельсовый вид общественного транспорта, - признается Гульмира. – В марте, получая медаль из рук Президента, я поблагодарила его за возрождение трамвая в Самарканде и выразила надежду на скорейшее открытие новых направлений. Верю, что у нашего транспорта есть будущее, ведь в стране выбран курс на развитие международного и внутреннего туризма, а это напрямую связано с общественным транспортом.

Во время беседы Гульмира рассказала, что к ней нередко обращаются гости из разных уголков нашей страны с просьбой сфотографироваться в трамвае.

Напомним, что на сегодняшний день трамвай – это единственный в Самарканде общественный транспорт, работающий практически до полуночи.

Малика АБАЙДУЛИНА.

Фото автора.