Как получить права, не сдав экзамен?

Ежегодно в Самаркандской области происходит около 800 ДТП. Согласно данным, предоставленным отделом статистики управления безопасности дорожного движения УВД области, в минувшем году смертность на дорогах Самарканда снизилась на 7,5 процента. Всего было зафиксировано 857 ДТП, что на 64 случая меньше показателей 2019 года. В результате аварий 616 человек получили различные телесные повреждения, скончался 241 человек. Главной причиной дорожно-транспортных происшествий остается недостаточно высокий уровень профессиональной подготовки водителей.

В области функционирует более ста предприятий, обществ и объединений различной формы собственности, принятых в обиходе называть автошколами. Все они оказывают услуги в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации водителей автомототранспортных средств, ежегодно выпуская более 55 тысяч слушателей, которым выдаются водительские удостоверения различной категории.

Собственный опыт обучения вождению в одном из добровольных обществ автомотолюбителей помог ответить на некоторые вопросы. Мой выбор остановился на организации с многолетним опытом подготовки водителей, порадовала и цена – ниже других школ. Но здесь оказался подводный камень – цена за обучение была указана без учета уроков по вождению. Согласно программе минимальный срок обучения на категорию «В» в выбранной мною школе составляет два месяца 10 дней.

Преподаватель пояснил, что уроки включают в себя и практические занятия – 52 часа, но все часы никто не проходит, так как курсант физически не может их пройти, даже если будет посещать уроки вождения каждый день. К тому же, не все готовы оплачивать по 20 тысяч сумов каждый день.

 По словам бухгалтера, в эту сумму входят затраты на приобретение топлива и покрытие технического износа. Кстати, оплата за практические занятия не занесена в сумму договора, поэтому курсанты платили за каждое вождение инструктору лично…

В первый день обучения автошкола предлагает заполнить контракт, где в обязательствах курсанта в пункте 3.3 указывается, что в случае пропуска без уважительных причин более трех занятий по теоретической и практической подготовке курсант может быть исключен из школы без возврата внесенного за обучение платежа. Как оказалось позже, этот пункт фигурирует лишь на бумаге. На занятия ходили чуть более десяти человек, хотя группа состояла из 25 курсантов. Всю группу курсантов лично я увидела в первый день занятий и во время контрольной, которая прошла за несколько дней до экзаменов.

Итоги контрольной работы – отдельная тема. Всем слушателям курсов раздали по 4 экзаменационных билета по 10 вопросов в каждом. У учащихся, кто регулярно посещал занятия, процент ошибок не такой устрашающий, но были и те, кто в 10 вопросах допустили по 7-9 ошибок. Самое печальное, что все учащиеся курсов, независимо от количества правильных ответов, получают права.

Предлагаемый контракт между курсантом и учебным центром руководствуется постановлением Кабинета Министров РУз за №156 от 2 августа 2006 г. В документе утверждена учебная программа для автошкол, проводящих обучение водителей категории "В". Согласно постановлению обучение включает в себя 266 часов, куда входят основы управления автомобилем – 90 часов, столько же часов отведено на изучение ПДД. Помимо этого, программой предусмотрено знакомство с устройством автомобиля – 60 часов, вождение – 32 часа, оказание первой медицинской помощи – 24 часа, консультации – 4 часа, внутренний экзамен – 12 часов и экзамен в УБДД – 6 часов. В реальности обучающая программа далека от этого положения и исключает некоторые часы – к примеру, часы по оказанию первой медицинской помощи, экзамен в УБДД и не только.

Говоря об уроках по вождению, то и здесь есть свои нюансы. В программе не предусмотрены уроки вождения в темное время суток, а это значит, что курсант должен сам научится водить, не зная, как вообще включаются габаритные огни или ближний свет фар. Слишком мало часов отведено для обучения «заднему ходу» и парковке (два занятия по полчаса). Всего одно занятие отведено троганию на подъеме. Дополнительных (бесплатных) часов никто не предоставит, так как инструкторам после окончания сроков обучения  дается следующая группа.

После окончания курсов по вождению я, успешно сдав тестирование, так и не дождалась экзамена по вождению. Хотя в свидетельстве стоит «галочка» о том, что экзамен пройден. Права успешно получены. Но нет никакой гарантии, что выпускник сможет самостоятельно водить машину без риска для окружающих, для себя, своих родных и близких.

По словам начальника регистрационно-экзаменационного отдела областного управления безопасности дорожного движения, подполковника А. Джураева, в их полномочия входит контроль государственных образовательных учреждений и юридических лиц, осуществляющих деятельность по оказанию негосударственных образовательных услуг в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации водителей автомототранспортных средств и средств городского электрического транспорта, то есть учебных организаций. Сотрудники данного отдела следят за посещаемостью учащихся и принимают участие в экзаменационном процессе.

- В минувшем году курсы по вождению окончили 55 943 учащихся, лишь 66% из них (37 048) сдали экзамен с  первой попытки, - рассказывает А. Джураев. – Более 15 тысяч выпускников курсов были допущены к повторным экзаменам. В минувшем году водительское удостоверение нового образца получили 49 498 водителей.

Замира БАЛТАЕВА.