И зацветут узорами ворота
Джахонгир Раббимов продолжатель традиций самаркандских мастеров резьбы по дереву. Участник и призер многих региональных и международных конкурсов, в своих работах он использует как древние орнаменты, так и свои, созданные на основе нескольких школ.
Любовь к работе с деревом Джахонгиру привил его дед - усто Раббим, который в Нуратинском районе славился как мастер по изготовлению столярных изделий. Выполненные его руками столы, стулья, шифоньеры и другие предметы домашнего обихода до сих пор есть в некоторых домах, и служат своим хозяевам.
Мальчишкой гуляя по узким улочкам Самарканда, Джахонгир не мог равнодушно пройти мимо резных дверей. Он обводил пальцами каждый незнакомый ему орнамент, стараясь запомнить, а затем воспроизвести его на тетрадном листе. Позже привычка все зарисовывать очень пригодилась мастеру, когда он в поисках новых узоров посещал отдаленные села. Если находил таковые, то незнакомый ему орнамент тут же вносился в заветную тетрадь. В дальнейшем они помогали ему составлять эскизы, без которых не обойтись даже при изготовлении наличников, не говоря уже о более сложных изделиях. Сегодня Д. Раббимов может сделать любую вещь из дерева, начиная от резных дверей, беседок и мебели до… гитары.
С чего всё начиналось
- В 1990 году я поступил в профтехучилище № 37 на специальность резчик по дереву, - говорит Д. Раббимов. - Спецурок нам преподавал именитый мастер, продолжатель династии Миржалол Асадов, который не только передавал нам все тонкости ремесла, но и, направляя, заставлял думать: «Почему мы режем узор именно так, а не иначе? Можно ли объединить несколько направлений, если да, то как, если нет, то объясните почему? Нарисуй, как ты это видишь?». Эти методы развивали в нас уверенность в себе и умение просчитывать каждый узор в отдельности и в орнаменте. Я считаю, что мне очень повезло. Во-первых, мы успели окончить данное направление до упразднения училища. Во-вторых, усто Миржамол взял меня в ученики. Это он познакомил меня с двухслойной резьбой, сделанной лучшим мастером по дереву - его отцом усто Мирусманом. Он научил слышать и видеть дерево, а это самый важный навык в работе резчика, который оттачивается с опытом. Затем в 94-м году по рекомендации учителя меня пригласили в Самаркандскую специальную научно-реставрационную проектную мастерскую (ССНРПМ), где я проработал шесть лет.
За это время Джахонгир Раббимов отреставрировал немало исторической мебели. Вырезал он и новые столики, стулья и двери, используя свои наработки. Изготовленные им изделия отличаются своеобразным орнаментом, где переплетаются школы разных мастеров. Но больше всего восхищают его величественные ворота и двери в мемориальном комплексе Имама аль-Бухари, где впервые в 1998 году им была применена трехслойная резьба, дающая ощущение легкости и хрупкости этим ажурным, сделанным из твердой древесины дверям. В мемориальном комплексе Первого Президента РУз Ислама Каримова резные двери, хан-тахта, стулья и другие изделия из дерева также изготовлены Джахонгиром.
Ушёл в свободное плаванье
- В 2000 году я ушел, как говорят, в свободное плаванье, работаю индивидуально, - продолжает Джахонгир Раббимов. – Стараюсь участвовать во всех региональных и международных конкурсах. На подобных слетах можно кое-чему научиться у других мастеров, найти заказчиков. Здесь я получил заказы на изготовление резных беседок для парков Москвы, Казани, Дубая и других городов. Мебель и двери, изготовленные мной, также нашли своих поклонников в Арабских Эмиратах. К сожалению, сейчас резьба по дереву не очень популярна у молодежи. Из тех, кто приходит ко мне в ученики, остаются, в лучшем случае, двое из десяти. Но те, кто остается, не жалеют об этом.
Кстати, всем своим ученикам я рекомендую начинать работать с мягкими породами, например, с тополя или павлонии. А если начинать с твердых пород, то можно навсегда «отбить руки». Ведь резать орнаменты на дереве тяжело физически - это работа руками, которые должны быть сильными. Нам часто приходится вырезать орнаменты на древесине чинары, ясеня, лиственницы, сосны и других. И к каждой есть свой подход. Древесину некоторых деревьев приходится выдерживать в воде по несколько месяцев, а затем, подсушив в тени, вновь выдерживать в воде, и так до тех пор пока она не «поспеет» для работы. Этим тонкостям - вырезанию узоров на доске, подготовке эскизов и композиций - необходимо обучить подмастерье.
Я навсегда запомнил наставление моего учителя: «Все, чему ты научился у меня, ты должен передать своим ученикам, а не уносить с собой в могилу. Только так можно на века сохранить память о себе». Поэтому все, что я перенял у усто Миржалола и чего достиг сам, передаю своим ученикам -Зафару Раббимову, Бобуру Махкамову, Халилу Оралову, Джамшеду Мухаммадиеву и другим. Многие мои ученики уже сами мастера и делятся уже своим опытом. В их числе мой первый ученик, сын моего наставника Мансур Асадов.
Очень печально, что мастеров резьбы по дереву не так уж и много, а ведь работать с деревом очень интересно. К тому же искусство помогает стать человеку духовно богаче и оградить от негатива. Поэтому я и решил открыть свою школу с тем, чтобы передать свои знания детям. Но, к сожалению, в настоящее время это невозможно сделать. Не хватает площадей.
В учёбе нет предела
По словам Д. Раббимова, с каждым разом мастерство становится всё тоньше.
- Если честно, я сам себя не могу ещё назвать резчиком, оттачивание ремесла длится всю жизнь, - улыбается мастер. - Еще недавно трехслойная резьба по дереву считалась наиболее сложной, теперь же она таковой не является. Я разработал пятислойный орнамент, который еще никто не выполнял.
Меня часто спрашивают, есть ли у вас любимая вещь, которая особо дорога вам. Наверное, нет. Когда начинаешь делать изделие - оно родное и любимое, а после окончания сразу начинаешь думать о следующем проекте. Пока вырезаешь один объект, в мыслях уже рождается новый - это непрерывный творческий процесс. Они для меня все как дети, а разве можно выбрать любимого ребенка? Хотя, конечно, есть запоминающиеся. Например, ворота в мемориальных комплексах Имама аль-Бухари и Первого Президента РУз И. А. Каримова.
Бывает, что знакомые во время встреч спрашивают меня, неужели за 30 лет работы не было желания все бросить и заняться чем-то другим? Поверьте, ни разу даже мысли не возникло. Это ведь не профессия - это образ жизни. Иногда бывает, что даже на отдыхе - в горах или у реки взгляд сам ищет спрятанный в камне, сучке или коряжине узор. Жаль только, что мой сын не стремится идти по моим стопам. Пробовал резать узоры, составлять композиции, но делал это без воодушевления. Жавохирбек большой поклонник музыки, он играет на гитаре и других инструментах. Неизвестно, как сложится его жизнь дальше, может быть, он ещё вернется к резьбе по дереву.
Говорят, если человек талантлив, то он талантлив во всем. Джахонгир Раббимов отлично играет не гитаре, которую сам же и смастерил. Его хобби - изготовление резных шахматных фигур, чаш, макетов зданий.
Рим МУСТАКИМОВ.
Фото автора и из архива.