И вечный сбой…

4 апреля по всей республике наблюдались перебои в работе UzCard как через платежные системы, так и в терминалах. В социальных сетях блогеры рекомендовали гражданам не пользоваться пластиковой картой, в том числе банкоматами, чтобы не сталкиваться с проблемой возврата денег. Однако в соцсетях сидят не все, да и сами сообщения появились поздно, когда люди с полными тележками продуктов и прочей снедью подходили к кассам магазинов и оставляли всё это добро из-за невозможности расплатиться пластиковыми картами.

У держателей UzCard, среди которых было немало работников бюджетной сферы и пенсионеров, воскресенье было безнадежно испорчено не только дождем, но и равнодушным отношением к их правам.

- Я привыкла к пластиковой карте, на которую полностью поступает моя пенсия, - говорит пенсионерка Э. Белялова, - давно пользуюсь и системой «Клик», оплачиваю за все коммунальные услуги онлайн, не простаивая в наше тревожное коронавирусное время в очередях. Но в это воскресенье сильно перенервничала. Да, сбои в платежной системе случались и раньше, однако меня больше поразило отношение работников супермаркетов к своим покупателям. Вместо того, чтобы всех людей, вошедших в магазин, вежливо предупредить о проблемах с «Узкард», менеджеры и кассиры молча наблюдали, как народ заполняет тележки товарами. А ведь сбой платежной системы был довольно продолжительный, но не подозревающие о нем покупатели тратили лишнее время на выбор товаров, чтобы потом уйти ни с чем, чувствуя себя очень глупо. Неужели, нельзя подойти к этому вопросу цивилизованно, чтобы не было лишних негативных эмоций?

Вопрос, конечно, интересный, особенно, если учесть, что потребители банковских услуг, сталкиваясь со сбоем платежной системы, даже не догадываются предъявить претензии именно к обслуживающим банкам, согласно законам РУз «О банках и банковской деятельности» и «О защите прав потребителей». А банки, в свою очередь, не спешат выставлять счета обслуживающей платежной системе, из-за которой терпят убытки. И крайними остаются кассиры в торговых точках, напрямую сталкивающиеся с рассерженными клиентами. Впрочем, в некоторых магазинах терминалы «Узкард» до сих пор «не работают», как говорится, продавцы пользуются случаем, чтобы получить наличные средства и провести товар мимо кассового аппарата, а значит, не заплатить налоги в местный бюджет.

Что же касается причин сбоя, то к сожалению, Единый общереспубликанский процессинговый центр уведомил о нем граждан страны очень сухо, сообщив, что проводились технические работы, из-за чего были кратковременные задержки соединения E-POS, POS терминалов. «Приносим извинения за временные неудобства», - этой традиционной формальной фразой завершалось краткое сообщение на сайте Uzcard, которое даже не удосужились хоть как-то растиражировать. Получается, что нервы людей, бегающих под дождем в поисках работающих терминалов, их потраченное впустую время стало как бы нормой. Ведь даже Центральный Банк никак не отреагировал на сбой, хотя по Закону «О платежах и платежных системах» должен инициировать инспекционную проверку и вправе наложить штраф. Но нет…

Анастасия ПАВЛЕНКО.