Городской транспорт и мы, «безлошадники»…
Сегодня мы все, даже те, у кого есть собственное авто, иногда становимся пассажирами общественного транспорта. И тогда на себе чувствуем всю «прелесть» долгих ожиданий на остановках и давки в переполненном автобусе. А ведь от того, как мы доедем до работы или домой, нередко зависит, с каким настроением мы будем общаться с коллегами, посетителями или домочадцами.
Но это, похоже, мало волнует руководителей организаций, ответственных за пассажирские перевозки. Складывается такое впечатление, что в нашем городе никто не контролирует график движения общественного транспорта.
Иногда ситуация выглядит довольно нелепо: с полчаса стоишь в ожидании своего автобуса, и вдруг в течение 10-15 минут появляется сразу два-три автобуса, идущих по одному маршруту. Я намеренно не называю их номера, так как подобное можно наблюдать почти на каждом направлении.
Прибывший первым автобус набивает салон пассажирами, как бочку селёдкой, не забывая при этом подбирать попутно людей, стоящих вереницей вдоль дороги. В то же время он запросто «пролетает» остановки, стараясь «достать» конкурента. Иногда в такие минуты даже неверующие начинают молиться. Может, водителям никто не говорил, что, сев за руль авто, они ответственны за безопасность перевозимых пассажиров?
В настоящее время «благодаря» тому, что учащиеся и студенты переведены на онлайн-обучение, проехать в автобусах можно без давки.
Думаю, что не одному мне приходилось отдавать пацану-кондуктору две тысячи только потому, что у него нет сдачи. А то, что за проезд берут 1500 сумов вместо 1400 - это уже стало нормой. К сожалению, жетоны и проездные карточки у нас так и не прижились.
В салонах висят таблички со стоимостью проезда, но ни в одном автобусе я не видел памятку с номерами контролирующих организаций, чтобы любой пассажир мог позвонить и высказать свои претензии, пожелания или же благодарность.
На все это можно было бы закрыть глаза, если б автобусы ходили по маршруту часов до девяти, а то ведь после шести-семи часов вечера добираться домой весьма проблематично. Правда, у нас в городе есть и маршруты образцового обслуживания. Это трамваи, которые ходят регулярно, в том числе после одиннадцати вечера.
Можно, конечно, и на такси, но получается накладно. Когда «голосуешь» один, без попутчиков, то водитель машины с шашечками просит двойной или тройной тариф. А так как у нас пока не принято устанавливать счётчик, то у каждого таксиста свои расценки.
Порой доходит до абсурда. Например, недавно мне пришлось съездить в Джамбай. От Сиабского рынка до центра Джамбайского района (14 км) водитель «Нексии» взял с меня пять тысяч сумов. Буквально месяц назад от супермаркета «Атлас» до Шахи-зинды с меня требовали 10 тысяч сумов (за эту же сумму вас довезут до Булунгура), хотя я и объяснял водителям желтых такси, что здесь ехать не более семи километров, и к тому же у них в салоне уже сидели пассажиры. Но они были непреклонны. Спасибо частнику - выручил, отвёз за пять тысяч.
Или свежий пример. На следующий день после всеобщего отключения электроэнергии многие автобусы с утра не вышли на линию, что для таксистов было весьма кстати. Некоторые из них решили воспользоваться этим в полной мере, заламывая до «Крытого рынка» по 10 тысяч с головы.
Подобных инцидентов можно было бы избежать, будь установлены в линейных такси счётчики. Ведь согласно приложению № 1 постановления Кабмина РУз «О мерах по упорядочению деятельности линейных такси», с 1 января 2012 года определены единые на территории РУз требования к внешнему виду и внутреннему информационному оформлению линейных такси, к водителям, организации их работы. В том числе среди требований наличие опломбированного спидометрового оборудования, контрольно-кассовой машины, а также расчетного терминала для приема платежей с банковских пластиковых карточек, счетчика-таксометра, который может быть заменен устройствами со специальными приложениями, обеспечивающими функции заменяемых приборов (сотовые телефоны, планшеты, системы электронной оплаты). Последние имеются сейчас в такси по вызову, а хотелось бы, чтоб во всех…
Думаю, пока не будут выполняться требования данного и других постановлений, принятых за последние годы, подобные инциденты будут иметь место.
Тут невольно задаешься вопросом: не было ли преждевременным решение упразднить маршрутки?
Думаю, было бы целесообразнее вновь вернуть их на наши дороги. Хотя бы после шести вечера, когда большинство автобусов отправляется в парк, их места вновь официально заняли бы «Дамасы» или «ГАЗели». И людям удобно, и денежки за лицензии в бюджет города потекли бы. Тогда и проблема нелегалов, наверное, решилась бы сама собой.
Рим МУСТАКИМОВ.