«Фархад и Ширин» на сцене «Чехова»

В Самаркандском областном русском драматическом театре долгожданная премьера: на суд зрителей представлен спектакль «Фархад и Ширин» по поэме великого Алишера Навои. Подготовка спектакля, сложного по замыслу и исполнению, шла на протяжении всего прошлого года. На плечах режиссера Шухрата Санакулова, которого пригласили из Самаркандского областного театра музыки и драмы, лежала большая ответственность, так как постановка являлась государственным заказом. Но можно без преувеличения сказать, что нынешний помолодевший коллектив театра вполне способен играть классику.

Играть героев Навои, да еще в стихах – непростая задача, так как есть серьезные опасения «скатиться» с игры театральной в рядовую декламацию, что, конечно, у современной публики не вызовет особого восторга. Особенно, если учесть, что сценическая речь у некоторых молодых актеров поставлена всё-таки не на высшем уровне. Но режиссер (и очень жаль, что он в театре не на постоянной основе) смог найти ключ к постановке, применив особый подход – миниатюру, расширив это понятие. Он включил в нее много элементов непосредственно восточной миниатюры с ее изящностью, метафорой и насыщенной действиями.

Режиссер обогатил спектакль музыкой и пластикой, образы главных героев были по-восточному выпуклы, мизансцены органичны в ткани всего действа. Особый акцент был сделан на хореографии, за которую отвечала балетмейстер Мадина Эргашева. Танец двух влюбленных, водной стихии, битвы – не давали застыть спектаклю. Оригинальной находкой стало живое музыкальное оформление постановки, в котором участвовали все актеры, научившись за время репетиций умело играть на дутаре, велосипедных дисках и даже пластмассовых водосточных трубах.

Большой удачей можно назвать сценографическое решение спектакля. Созданная главным художником театра Антониной Гурьяновой раздвижная декорация, занявшая треть сцены, стала центром композиции. В зависимости от линии сюжета она превращалась то в царский чертог, то в неприступную крепость, то в гору, преображая пространство подмосток и делая эффектной игру актеров в мизансценах. Местами не хватало света, но белый колыхающийся фон компенсировал проблемы с освещением, которые, как обещали, в театре будут решены в скором времени.

Что касается игры актеров, большая часть которых молодежь, то они старались прочувствовать свои образы, тем более практически у всех этих образов было несколько. Например, молодой артист Н. Казимов играл А. Навои, безумного нищего, каменотеса, воина. И как играл! Его трудно было узнать – так сильно он преображался. Фархад в исполнении Ш. Шахназарова был лиричен и достоверен в своих чувствах и скорби. Ширин (Н. Селянина) - по-настоящему восточная красавица, грациозна, нежна и пластична. Динамично играл плута А. Бабаев.

«Фархад и Ширин» - многослойное произведение, наполненное символами и аллегориями. За героико-романтической фабулой поэмы сладкоголосого мудреца-суфия, члена ордена Накшбандия, прослеживается внутренний, духовный путь человека. Фархад с врожденной тоской, хрупкий внешне, но с сильной волей, ведет борьбу не с физическим врагом, а с внутренним, что всегда труднее. Преодолевая в себе тягу к власти, Фархад убивает дракона. Борясь с Ахриманом, он побеждает собственные пороки. А духовным его наставником становится сам Сократ, предрекший страдания от любви и напомнивший ему о необходимости отречения от своего «я» во имя спасения души. И, если глубинный замысел поэмы Навои пока только на подступах к своему зрителю (и актерам), то его яркая внешняя сторона у чеховцев получилась, за что им большое спасибо.

Анастасия ПАВЛЕНКО.

Фото автора.