Электромобили - реалии сегодняшнего дня

Почти два года назад в Самарканде появилась первая станция для зарядки электромобилей, которая поначалу подпитывала исключительно приезжие авто. Сегодня таких станций уже более 10, обслуживающие как электромобили, находящиеся в городе проездом, так и 163 местных владельцев электрического транспорта.

Интерес к электромобилям в стране растет изо дня в день. В настоящее время по дорогам Узбекистана колесят свыше 6,4 тысячи электромобилей, которые получают необходимый заряд на 79 станциях. Лидирует в этом плане столица, где зарегистрированы свыше 5 100 электрокаров и 48 зарядных станций. В тройке лидеров по количеству электрокаров -Ташкентская область (274 авто и 4 станции) и Фергана (215 электрокаров и 6 станций). Наша область на четвертом месте, как по количеству электромобилей, так и по наличию станций для их обслуживания.

От личного опыта до дилерства

Одним из первых в Самарканде на электромобиль с презентабельного и комфортабельного Malibu пересел бизнесмен Азим Азимов.

- Полтора года назад, оценив все плюсы и минусы электрокаров, приобрел свой первый электромобиль, - говорит 35-летний Азим. - Трехлетнее авто с пробегом приобрел в Китае. Электрокар удивил своей неприхотливостью и экономичностью. Ему не требуется замена масла, свечей и прочего, да и на старте разгоняется намного быстрее. Не говоря уже об экономии в плане его заправки. Раньше, чтобы доехать из Самарканда до Ташкента, у меня уходило порядка 600 тысяч сумов, в такую сумму мне обходился полный бак Malibu бензином марки АИ-95. Причем качественный бензин в нашем городе найти сложно, поэтому периодически испытывал трудности с заправкой авто. Электрокар же заправляю за 140-160 тысяч сумов. Причем, как правило, половина этой суммы - аренда места (стоянка). Поездка на электромобиле в Ташкент и обратно обходится примерно в 300 тысяч сумов.

Периодически Азимов заряжает свой электрокар и дома, тратя электроэнергии примерно на 15-20 тысяч сумов. Правда, для этого ему пришлось приобрести специальный разъем для зарядного устройства, а он стоит недешево – свыше 500 долларов. Однако владелец электрического транспорта уверен, что экономичность от электромобиля с лихвой покроет все затраты.

Близкие и знакомые Азима поначалу с недоверием смотрели на экологически чистый транспорт, ожидая что вот-вот он сломается. Однако спустя год сами стали просить Азима привезти им электромобиль. Сегодня этим видом транспорта пользуются брат, сестра и другие близкие родственники Азимова.

- Спрос рождает предложение, - продолжает Азимов, являющийся руководителем ООО Kato motors. - Месяца три назад заказы стали поступать уже от посторонних людей. К этому моменту мне удалось наладить в Китае хорошие взаимоотношения, благодаря чему электрокары мне поставляют без предварительной оплаты. Так я стал дилером электромобилей китайского производства. В настоящее время неподалеку от своего кафе открываю небольшой шоу-рум, где жители Самарканда, да и гости нашего региона смогут ознакомиться с новыми моделями электрокаров, узнать об их характеристиках и даже протестировать. Кроме того, собираюсь установить здесь станцию для зарядки электромобилей. Пока что заказал одну 80-киловаттную.

Решение Азимова создать станцию не просто блажь, а необходимость, поскольку зачастую владельцы электромобилей выбирают такие локации, чтобы за время бизнес-встреч или приятного времяпровождения с друзьями и родными, их машины могли бы подзарядиться.

Подпитка электрокаров

Сотрудник самаркандской автозаправки Ung Petro Ифтихор-ака вспоминает, как полтора года назад на их территории установили первую в Самарканде станцию зарядки электромобилей. Тогда она зачастую пустовала. Автомобили заряжались редко, причем исключительно со столичными номерами. Прошло время, и на зарядке сегодня стоят по несколько машин в день.

- В настоящее время в городе Самарканде функционирует семь наших зарядных станций для электромобилей, - говорит руководитель первой сети электрозаправок в Узбекистане Tok bor Эркин Рузматов. - Всего же по республике мы установили 71 станцию. Нам удалось частично решить вопрос передвижения электрокаров между городами. Сегодня владельцы электрического транспорта могут спокойно добраться из Андижана до Бухары. В текущем году планируем покрыть весь Узбекистан, расширив количество станций от Андижана до Муйнака, а также до Термеза. Планы «наполеоновские»: в ближайшее время собираемся установить порядка 200 станций по всему Узбекистану, в том числе и Самарканде. К примеру, на днях выиграли два самаркандских лота – локации при въезде в город.

Руководитель компании Tok bor отмечает, что на рынке они уже порядка 2,5 лет. Первые два года ушли на изучение, анализ и тестирование станций. Бум на установку электрозаправок пришелся на последние 4-5 месяцев. Поначалу компания делала акцент на установку станций для электрокаров американского и европейского производства, но позже, проанализировав рынок, добавила также разъемы для электромобилей из Китая, Японии.

- На сегодняшний день мы освоили практически все коннекторы для электромобилей, - отмечает Эркин Рузматов. - Благодаря чему, на наших станциях смогут заряжаться все электромобили, за исключением некоторых моделей Tesla, у которых специфический разъем. И если раньше мы заказывали оборудование для 5-10 станций, то теперь контейнерами. В марте, когда прибудут новые, ожидается большая работа. На вопрос, не трудно ли было быть первыми, отвечу так: сложно, но интересно. И потом надо понимать, что это тот вид бизнеса, который не требует затрат на обслуживающий персонал: станция сама зарабатывает.

Действительно, в Самарканде на электрозаправках вы не увидите операторов, кассиров и прочего персонала. Станции работают через электронные приложения.

Интересно, что если сегодня в Самарканде и в нескольких районах области функционирует всего 10 электрозаправок, то к концу этого года их количество должно увеличиться до 286. Большая часть из них расположится в Самарканде (35 станций), Самаркандском (28 станций) и Ургутском (22 станции) районах. Согласно «Дорожной карте», утвержденной областным хокимиятом, на остальной территории региона планируется установить от 8 до 18 электрозаправок.

Год электромобилизации

На одном из совещаний Президент Республики поручил создать в стране все необходимые условия для полноценного развития электрического транспорта. В частности, наладить производство как самих электромобилей, так и аккумуляторов, электропередатчиков.

Наряду со станциями, с которыми вопросы вроде бы решены, в стране имеется необходимость организации сервисов для таких авто. На сегодняшний день мастеров по обслуживанию электрокаров можно найти только в Ташкенте.

Для этих целей Глава государства поручил организовать в Узбекистане научную лабораторию электромобилей в Туринском политехническом университете. Преподаватели и специалисты в этой области пройдут повышение квалификации в Китае, Германии, США, Южной Корее. Благодаря чему будут подготовлены соответствующие кадры для отрасли.

Здесь стоит отметить, что, наряду с личным транспортом, в стране активно планируют использовать электроэнергию в качестве топлива для пассажирских автобусов и такси. К примеру, в текущем году Самарканд ожидает первую поставку электробусов.

Многие эксперты отмечают, что 2023 год станет знаковым в области электромобилизации, ведь с созданием условий для электрокаров граждане все охотнее приобретают этот вид транспорта. Ведь если в обычной машине периодически необходимо ремонтировать немало механизмов, то в электрокаре – аккумулятор и электропередатчики. При этом даже когда аккумулятор станет не пригодным для авто, он может прослужить еще немало лет в домашнем хозяйстве, например, для солнечных батарей.

Малика АБАЙДУЛИНА.

Фото З. Балтаевой.